Осенним утром я шел с остановки на пары. Спускаясь по ступенькам в переход, в который раз увидел стоявшего внизу дедушку. Обычно перед ним располагался небольшой столик, на котором аккуратно были разложены скалки, киянки, ложки и лопатки, видимо, выточенные самим этим дедом. Кого только не встретишь в подземном переходе у "Теплотеха"! Я и прежде обращал на него внимание, но никогда долго не изучал: так, просто бросал взгляд, как на любого другого похожего персонажа в переходе.
Но в этот день солнце особо пригревало, знаете, как в последние теплые осенние дни. На душе тоже было тепло, а у дедушки в руках на этот раз появилась новая вещица – приспособление для ванной, на которое ставится тазик. Старичок в ватнике стоял, прикрывши грудь, как щитом, в то же время, демонстрируя свой товар. Деревяшка была аккуратно выточена, зашкурена и очень чиста.
На пары я опаздывал, но почему-то подошел к деду. Наверное, он не ожидал, что товаром заинтересуется человек младше лет 40, поэтому, вроде как, немного смутился. Чувствуя неловкость ситуации, сконфузился и я: забегал глазами, растерялся. Слава Богу, взгляд мой остановился на кухонной лопатке. Из всего ассортимента это единственное, что мне могло пригодиться в то время.
- Сколько стоит лопатка?
- 10 рублей.- Мягко, как бы оправдываясь, сказал дедушка.
У меня в кармане было только 50 одной бумажкой. Проезд стоил 10 рублей. Жил тогда далековато от вуза, но уже много раз возвращался после учебы пешком, чтобы сэкономить деньги на кутеж. Разменивать 50, ждать сдачи, тратить время я не хотел. Да и одной фразы добродушного дедушки хватило, чтобы он стал каким-то родным.
- Давайте две.
Дедушка убрал в бок громоздкую деревяшку для ванной, аккуратно прошел руками по прилавку, выбрал две самые удачные на его взгляд лопатки и протянул их мне. А я в ответ ему – 50 рублей.
- Э…,- засуетился старик, хлопнув себя по ватнику, прикидывая, есть ли у него сдача. Но я опередил:
- Спасибо, сдачи не надо.
Старичок еще больше смутился, забеспокоился. Было заметно, что для него ситуация непривычная. Что делать? И вдруг он вспомнил про замечательную приспособу для ванной.
- Вот, возьмите! А, какая красота. Игрушка! – выговорил дедушка протяжно, провел ладонью по деревяшке. Казалось, она должна зазвучать как ксилофон.
Игрушка была мне ни к чему, и я побежал на пары, оставив смущенного старика наедине с его поделками. Одну лопатку в тот же день приспособил у себя на кухне, вторую отвез маме.
Дедушку после этого я видел, может еще раз. Но вспоминаю о нем каждый день. Лопатка, выточенная золотыми руками, служит уже лет восемь, и ломаться не собирается.