Новости

Интересный факт: на дне Шершней покоится поселок, куда приезжал сам Сергей Витте

Интересный факт: на дне Шершней покоится поселок, куда приезжал сам Сергей Витте

На западе от Челябинска располагается Шершневское водохранилище — главный питьевой источник миллионного города. На его берегах: и городской бор, и несколько садовых товариществ, и коттеджные поселки. Зимой на льду черными точками раскиданы палатки любителей подледной рыбалки. 

Но еще полвека назад вместо "шершневского моря" среди крутых берегов здесь текла река Миасс, не перегороженная плотиной. На ныне затопленных землях располагались совхоз Митрофановский и Михайловский хутор, до революции — хозяйство братьев Покровских.

Продукция хозяйства была известна далеко за пределами Челябинской губернии. Здесь находились винокуренный и ректификационный (перегонный) заводы с постройками, машинами и аппаратами. Ректификационный завод очищал около 600 тысяч ведер в год, из этого только четверть местного спирта, остальной шел отовсюду: из Тамбовской губернии, из Пензенской, из Польши, из Прибалтийского края. 

На фото: Винокуренный завод братьев Покровских на Михайловском хуторе

И это только винокуренное дело. А ведь Покровские занимались всем, чем только можно: полеводством с четырехпольным севооборотом, разводили молочный скот и коней, делали масло, собирали мед. Покровские занимались лесоводством, пчеловодством, держали мастерские и кузню. Не удивительно, что к ним ехали поучиться организации хозяйства, купить семена улучшенных сортов, а коровы и кони получали призы на всероссийских выставках. 

Основатель династии Покровских, Корнилий Иванович, приехав в Златоуст, а затем в Челябинск во второй трети XIX века, купил землю и задался целью создать образцовое хозяйство. 

Его старший сын, Василий, ввёл моду вести дела в городе, а жить в поместье. Средний сын, человек просвещенный, сочувствовал революционным взглядам. Именно в поместье позднее гостили идейные предшественники революционеров – народники. А на золотом прииске "Товарищества бр.Покровских" жандармами была обнаружена подпольная типография "Уральского рабочего союза". Подпольщикам помогал сам управляющий прииском Кудрин, и в жандармских рапортах Покровским давалась характеристика как "людям очень богатым" и "крайне либерального направления".

Не только крепким хозяйством и вольнодумством были знамениты Покровские. В те годы вся Россия обсуждала грандиозный проект – строительство Транссибирской железной дороги. Существовало несколько вариантов того, как должна была проходить железная дорога через Урал. По одному варианту предполагалось, что она пройдет от Перми до Екатеринбурга и далее на Тюмень. По другому проекту "железка" шла от Самары на Оренбург с перспективой ухода в Среднюю Азию.

Но в итоге путь из Самары был проложен через Челябинск, глубокое захолустье по меркам тех дней. Строительством дороги руководил Константин Михайловский, друг Владимира Покровского. А на решение о строительстве дороги через Златоуст и Челябинск, кроме экономической составляющей, повлиял и неурожай 1891 года в Западной Сибири. 

Массовый голод грозил гибелью целым деревням, подвезти продовольствие в нужном объеме и быстро, кроме как железной дорогой, было нельзя. Но рельсовый путь от Миасса до Златоуста еще не был уложен, а строительство дороги от Екатеринбурга даже не начиналось. В таких условиях братья Покровские пошли на риск, подключив к решению вопроса крупных уральских купцов, финансистов и банкиров. Под их гарантии Константин Михайловский принимает решение строить ветку-времянку. В лесу прорубались просеки, по сваленным деревьям как по шпалам, укладывались рельсы, по ним паровозы тянули составы с мукой и рельсами. 

На фото: челябинский элеватор. 1904 год.

Голодающему Зауралью была оказана помощь, линия-времянка вскоре послужит основой для строительства уже капитальной дороги, а челябинские земли под железную дорогу были выкуплены казной по фиксированной цене (в то время как земли екатеринбургских, сергински-уфалейских и кыштымских заводов были уступлены безвозмездно).

С прибытием первых поездов жизнь в городке Челябинск изменилась, потеряла сонную размеренность, рядом с вокзалом возникли несколько крупных поселков переселенцев, и начался первый строительный бум, потянувший, как и столетие спустя, остальные сферы городской жизни.

Но одного наличия железной дороги для рывка вперед мало — её преимуществами нужно было грамотно воспользоваться. Так случилось, что в 1898 году министр финансов Российской империи Сергей Витте посетил Урал. В Челябинске, куда чиновник приехал после Екатеринбурга, он посетил и "Михайловскую экономию". 

Результатом визита Витте к Владимиру Покровскому стало принятие царским сановником концепции "коммерческого слома" в отношении тарифов на перевозку зерна. Суть идеи, вскоре реализованной на практике, в следующем: система тарифов на железной дороге предполагала, что чем дальше был адресован груз, тем ниже оплата за пудо-версту. После строительства железной дороги дешевый хлеб из сибирских губерний становился серьезным конкурентом зерну с Урала и центральной России. После введения пошлины ситуация поменялась: плата по верстам снижалась только до Челябинска, а далее тариф обнулялся и начислялся вновь, будто бы зерно отправляли из Челябинска. 

После принятия челябинского тарифного перелома произошло удорожание сибирского хлеба, но решение оказалось очень выгодным для Зауралья и окружающих Челябинск территорий. Более того, чтобы избежать "наложения на тариф", в челябинский уезд стали переводить свои капиталы иногородние предприниматели, а обилие зерна вызвало бурный подъем животноводства и маслоделия в окрестностях города.

Наконец, стоит отдать должное роли Михайловского хутора и предпринимателей в становлении системы просвещения в Челябинске. Согласно штампам на книгах и журналах, в Челябинском уезде функционировали четыре библиотеки, организованные семьей Покровских. Одна из них находилась в доме Ивана Покровского по улице Большой (сейчас – ул.Цвиллинга) и называлась "Библиотека и кабинет для чтения Товарищества „Бр.Покровские“. Эта библиотека была, как тогда говорили, „частно-публичной“ или коммерческой, обслуживая посетителей за небольшую плату.

На Михайловском хуторе были открыты еще три библиотеки: „Библиотека школы Михайловского хутора и завода гг. Покровских“, „Народная библиотека Михайловского хутора и завода гг. Покровских“ и „Библиотека Михайловского завода“.

На фото: строительство Шершневского водохранилища

По современным исследованиям, в библиотеках находились книги от богословия и философии с биологией и историей до технической литературы (в частности, по сельскому хозяйству), книги для детей и народного чтения. Среди авторов — А.Герцен, Н.Некрасов, Л.Толстой, А.Чехов, В.Короленко, а также О.Бальзак, П.Беранже, В.Гюго, Г.Мопассан, Г.Флобер и другие. Не обошлось без Н.Чернышевского, А.Энгельгардта, К.Тимирязева, Д.Писарева, Н.Добролюбова, В.Белинского, Ч.Дарвина и даже К.Маркса. 

Семья Покровских выделяла средства на комплектование фондов, переплетные работы, приобретение инвентаря и оплату труда библиотечного персонала. Фонды этих библиотек пополнялись не только новыми книгами и журналами из магазинов и по подписке, но и за счет пожертвований богатых челябинцев. Фактически братья Покровские являются основателями первого светского книжного собрания челябинского уезда. 

После революции 1917 года и установления на Южном Урале Советской власти хозяйство Михайловское было национализировано и названо в честь революционера Митрофанова. А во второй половине 1960х годов, при возведении плотины шершневского водохранилища, совхоз был переселен, а земли затоплены.

Автор: Алексей Тугарев

Похожие новости:

Новости 01 июня 2015 в 19:05

Тайна горбатой жрицы

Читайте также: