Наверняка, о Челябинске и окрестностях написали много хороших песен, но где они? Их не поют, их не знают, они забываются. Однако есть исключение — шуточная песня: "Все татары кроме я". Даже само ее название стало идиомой, а люди, проезжая мимо одного из поселков, упоминаемых в тексте, начинают напевать: "Я поеду в Кунашак, буду кушать бишбармак" или "Я поеду в Нагайбак, буду кушать бишбармак." Баллада о гастротуре к своим друзьям-татарам действует гипнотически: один раз услышал, а потом неделями что-то такое бормочешь.
Многие думают, будто песня народная и "бесхозная", но это не так, знакомьтесь — ее автор Сергей Николаевич Лукашин, кстати, как видно, не татарин. Это выходец из легендарного Свердловского рок-клуба, участник панк-группы "Водопад имени Вахтанга Кикабидзе" (между прочим, их альбом вошел в книгу Александра Кушнира "100 магнитоальбомов советского рока") поэт и профессиональный массовик-затейник.
Обложка альбома группы "Водопад имени Вахтанга Кикабидзе"
В конце 1980-х годов он перебрался в Челябинскую область из Верхотурья, где занимал должность директора клуба и играл вместе с товарищами в "Водопаде". Здесь обосновался в Кременкуле и сколотил школьную группу "Снегири", которая позже имела ошеломительный успех и даже выступила в "Останкино".
Сергей Лукашин, 1980-е годы
Но вернёмся к "Татарам": песня является частью репертуара известного кременкульского ансамбля "Митрофановна". В начале 1990-х годов Сергей Лукашин подарил текст руководителю группы — Геннадию Зыкову, тот наложил его на музыку, и вскоре нехитрый мотив стали напевать от Кунашака до Стерлитамака. "Хорошие новости" связались с Сергеем Николаевичем и выяснили, как же родился хит и какой посыл он несет?
— Песню "Все татары кроме я" я написал, кажется, в 1993 году. Тогда у моей жены — тоже работника культуры — был коллега, который часто ругался "Все татары, кроме ты". А я взял и передал "ты" на "я". Писал песню реактивно, в один присест. Потом, она, правда, долго лежала, нигде не звучала, — рассказал "Хорошим новостям" Сергей Лукашин.
Звездный час композиции наступил в 1998 году в Аше. Коллектив должен был выступить на одном из этнокультуроных фестивалей, где собирались и башкиры, и татары, и русские. По словам автора, петь песню со сцены было немного боязно: никто не мог поручиться, что публика воспримет ее нормально — как символ дружбы и позитивного отношения к жизни. Но ребята решили рискнуть — спели и, что называется, "взорвали танцпол" — присутствующие мигом пошли в пляс, а потом долго благодарили музыкантов: "Здорово это вы придумали с бишбармаком."
Сергей Лукашин, наши дни
Мало-помалу "Все татары кроме я" стала распространяться по "сарафанному радио" (кстати, в ротации радиостанций как таковых ее не было). Разумеется, самую большую популярность песня сыскала в тех городах и поселках, куда отведать бишбармак приехал веселый татарин.
"Я поеду в Кунашак,
Буду кушать бишбармак.
Я поеду в Нагайбак,
Буду кушать бишбармак.
А потом в Стерлитамак
Буду кушать бишбармак.
Тут и здесь мои друзья:
Все татары, кроме Я."
— В песне есть такие строки: "Ждёт меня в Бродоколмаке//Дорогая Насима,//Ждёт меня в Стерлитамаке//Дорогая Фатима.//В Нагайбаке - Танзиля.//В Кунашаке - Рамиля". И так получилось, что в Кунашаке была сотрудница дома культуры как раз Рамиля. Все шутили, говорили, про тебя, мол, песня, — вспоминает Сергей Лукашин.
Отметим, что ансамбль "Митрофановна" сделал композицию одной из своих коронных. Музыканты разработали специальный образ, пошили тюбетейки и начали успешно выступать на разных площадках Челябинской области и Башкирии. Выступают они до сих пор и даже снимают клипы. Впрочем, Сергей Лукашин тоже даром времени не теряет: ему 67 лет, он сохраняет невероятную бодрость духа и занимается организацией масштабных городских праздников. Его стихия — сцена. Поэт написал несколько сотен песен, стихов, сценариев, преподает основы режиссуры и актерского мастерства в институте культуры и регулярно проводит творческие семинары.
Произведение Лукашина, как он сам говорит, является примером здорового межнационального юмора и помогает установить диалог. И, действительно, если подойти в Челябинске к русскому, башкиру или татарину и сказать: "Я поеду в Кунашак...", то каждый второй весело продолжит: "Буду кушать бишбармак".
Фото: страница в facebook Сергея Лукашина, vz.ru
Читайте также: Интересный факт: в Мексике уже 20 лет делегацию из Нагайбакского района дожидается Бриллиантовая звезда