Осень - не унылая пора, а целая эпоха возрождения театральных постановок, пробуждения студентов после летней спячки, организация фестивалей современного искусства и необычных культурных мероприятий. Совсем недавно в Челябинске закончился UNIFEST’19, в котором приняли участие молодые актеры и творческие группы из близлежащих городов. Мне посчастливилось попасть на спектакль «Четвертый» театра «Фабрика» родом из Екатеринбурга. Так как Челябинск не славится иммерсивными постановками, то для всех зрителей такой формат был в диковинку, в том числе и для меня.
Представление началось с того, что нас попросили зайти через другой вход. А как обычно бывает, что перед началом спектакля самые хитрые и быстрые стараются держаться поближе ко входу. В этот раз, счастливчики прогадали, ведь развернувшись в обратную сторону, все они оказались последними. Организатор заранее предупредила, что мы все будем участвовать в сюжете, и предложила поискать под сиденьем записку. Тайное послание нашла девушка, которая впоследствии стала «богом из машины». Именно так называют в театре людей, которые могут управлять актерами и их действием, видоизменять линию событий по своему усмотрению.
Ощущалась атмосфера причастности к происходящему. Зрители – словно друзья, перекликались между собой, смеялись и шутили, переживали за главных героев, помогали «богу из машины» своими советами. Иммерсия тем и интересна, что заставляет смотрящего по максимуму погрузиться в действие героев, эмоционально подкрепить с ними связь.
Актеры задавали вопросы - в чем же смысл? Действительно, в чем? В процессе перформанса все время думаешь, рассуждаешь над поступками людей, осознаешь сопричастность с ними и прямую связь. Ты словно сам начинаешь злиться или раздражаться, хочешь подойти и пожалеть девушку, дать сдачу этому наглецу, который посмел так подло поступить с незнакомкой а после, хочешь вместе порадоваться открытой двери и свободе! Да, герои спаслись, но они так и не научились открываться друг другу, не узнали даже имени своих собеседников. Никакой личной информации, максимум иронии и сарказма. Игры в общение, злые шутки и юмор ниже пояса, за которым скрывается маска боязливого маленького человека, не способного открыться этому миру просто так без повода и предубеждений.
В конце мы все оказались на свободе! Нас спас "бог из машины" и это фантастика! В конце постановки все зрители посмеялись над входом, который был закрыт, ведь он по сценарию превратился в общественный туалет аэропорта.