Новости

«Святые лики»: в Челябинске готовятся к выставке ценнейших икон со всего Урала

Прослушать статью
«Святые лики»: в Челябинске готовятся к выставке ценнейших икон со всего Урала

В Государственном историческом музее Южного Урала идет монтаж выставки «Святые лики», посвященной феномену уральской иконы и старообрядчества. В работе задействованы сотрудники практически всех отделов — от реставраторов и хранителей до художников-оформителей и специалистов инженерно-технической службы. Для «Хороших новостей» в музее открыли витрины, рассказали, как ценные экспонаты доставляли в Челябинск со всего Урала, и показали самые необычные из них.  

Новая выставка Государственного исторического музея завершит серию проектов, объединенных общим названием «Уральское чудо» и посвященных традиционным уральским промыслам. В прошлые годы в рамках «Уральского чуда» музей знакомил посетителей с каслинским литьем и камнерезным искусством. 

— Мы задались целью собрать уральскую икону из самых разных музеев и частных коллекций со всего Урала: Курган, Екатеринбург, Нижний Тагил, Невьянск, Челябинск, Кыштым, и показать, насколько уральская иконописная школа интересная и разная. — рассказывает куратор выставки «Святые лики» Валентина Грицук. — Мне кажется, это первая выставка за долгое время, которая соберет более сотни предметов на одну тему в одном зале. Увидеть все это сконцентрированным в одном пространстве — уникальная возможность.

Организовать музейную экспозицию — дело не быстрое. При хорошем раскладе подготовка одного только выставочного зала занимает примерно месяц. До этого около полугода идут переговоры с музеями-партнерами о передаче экспонатов во временное хранение, их страховке, транспортировке.  

— Поскольку фирмы-монополисты, которые занимаются профессиональной упаковкой и транспортировкой предметов искусства, базируются в Москве и Петербурге, мы пошли другим путем. — рассказывает куратор. — Например, в Пермь, откуда к нам приедет уникальная храмовая деревянная скульптура, привезем свои ящики, упаковку. Экспонаты из Пермской художественной галереи доставит профессиональная транспортная компания с вооруженной охраной на машине со специальной пневмоподвеской и климат-контролем. В Челябинске откроем коробки вместе с хранителем из Перми и примем предметы на временное хранение. 

Чтобы транспортировать иконы, которых на выставке множество, каждую нужно было упаковать в хлопковую бумагу повышенной прочности, сохраняющую красочный слой. Потом — обернуть в оберточную бумагу, слой пузырчатки и аккуратно уложить в обитый изнутри поролоном ящик. Для экспонирования икон необходим определенный температурно-влажностный режим. А для крепления используются специальные крючки, которые поддерживают их, в том числе, снизу и с боков.  

Для освещения в музее используют специальные диммируемые лампы: их яркостью можно управлять с помощью специального устройства. Сейчас смонтировано примерно 60% выставки. Свет работники музея выставят в самом финале монтажа, когда экспозиция будет уже готова. 

Удовольствие зритель должен получать не только от самих экспонатов, но и от обстановки, в которой их наблюдает. Поэтому здесь даже меняют цвет стен, которые расписывает известный челябинский художник Виктория Питиримова. 

В Большом выставочном зале Исторического музея разместятся иконы писаные и меднолитые, распятия и богослужебные книги, деревянная скульптура, предметы костюма старообрядцев и домашнего культа — будучи гонимы государственной властью и официальной церковью, старообрядцы нередко молились дома. Зачастую обходились меднолитыми образами — недорогими, не страдавшими при пожарах, легкими в хранении и перевозке.  

— Например, из Дома Невьянской иконы привезли уникальный домашний иконостас одного частного коллекционера — в доску вмонтированы маленькие меднолитые иконы разного времени. — показывает один из экспонатов Валентина Грицук. — Как утверждает коллекционер, нижний ряд икон датируется XV веком. А самая древняя икона из представленных на выставке — икона строгановской школы XVII века, привезенная из Перми. Пока она в пути, приедет на следующей неделе.

Первые витрины расскажут о том, кто такие старообрядцы, как и почему они появились на Южном Урале, покажут технологию иконописания. В одной из них представлены доски с поволокой — своего рода холстом. Это отрез ткани, вымоченный в разведенном мелу. Поволоку клеили на деревянную доску, потом делали прориси, далее рисунок расписывался и покрывался лаком. Помимо иконописи будут представлены костюмы старообрядцев. Это женские головные уборы — сорока и кокошник, платья и сарафаны — молельный и праздничный, халат скопца. Покажут и лестовки — плетеные по особой, отработанной веками технологии кожаные четки староверов, имеющие сакральный смысл. Они символизируют одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг как образ непрерывной молитвы.

Челябинская община старообрядцев поморского согласа передала на выставку пять уникальных образов со своего иконостаса. Это иконы челябинской иконописной мастерской со своим стилем и традицией. О том, что в Челябинске была аутентичная школа иконописи, «Хорошие новости» уже писали. Совсем скоро эти иконы, которые обычно не покидают стен молельной старообрядческой общины, увидят все желающие. 

Свои экспонаты предоставили Христорождественский собор Кыштыма и челябинский Свято-Симеоновский кафедральный собор. 

— Когда мы отбирали предметы для экспозиции, случайно обнаружили в фондах Свято-Симеоновского собора это богатое монументальное Евангелие в барочном стиле. — говорит Валентина. — Оказалось, оно относится к 1776 году. Скорее всего, Евангелие подарено в честь освящения Христорождественского собора. Он находился там, где сейчас стоит оперный театр — на площади Искусств. В тридцатые годы его снесли.

Есть и народная икона — такие лики писали простые люди, у которых не было ни профессиональных навыков, ни возможности заказать образ у мастера. Изображали на них, как правило, самых любимых в народе святых — Господа, Богородицу, святителя Николу. И эти немного наивные, чуть непропорциональные лики получались узнаваемыми, трогательными и искренними. 

Большая часть выставки посвящена невьянской иконе — одному из самых уникальных культурных явлений Урала. Причем это и классические иконы невьянских мастеров, и современные, созданные с сохранением традиции и манеры письма современными мастерами Дома невьянской иконы. Она из самых необычных называется «Жена, облаченная в Солнце». Богородица изображена на ней стоящей на солнечном диске, с букетом цветов в руках.

— Это образ Церкви как таковой. — объясняет куратор выставки. — А вот еще невьянские иконы: «Всевидящее око», «Перенесение мощей Николая Чудотворца в Бари». Для всех характерна тончайшая прорисовка деталей и совершенно невероятные живописные природные и архитектурные фрагменты. Дело в том, что уральские иконописцы ездили учиться в Италию — туда их отправляли Демидовы. Некоторые композиционные приемы и цвета уральцы брали у итальянских живописцев. Например, как и итальянцы, подробно прописывали задний композиционный план иконы. Произошел сплав культур и течений, все это вылилось в невьянскую школу. Кстати, сам этот термин появился не так давно, в девяностые годы. До этого невьянскую икону пристально никто не изучал, это сравнительно молодое явление. Сейчас ей уделяется много внимания. Петр Савкин, председатель фонда «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов», собирает и возрождает невьянскую икону. Он даже создал бесплатную школу иконописи для малышей. 

Современные невьянские мастера даже изобрели свой собственный стиль — делают объемные литые иконы из серебра или меди. Многие раскрашены или даже инкрустированы драгоценными камнями. 

— Мастера не скупятся, в инкрустации используют изумруды, рубины. У нас на выставке, в том числе, представлена икона «Борис и Глеб», которая была в личном складне президента. Ее вынули, а на ее место поместили серебряную икону.

Выставка «Святые лики» проработает с 1 марта по 12 мая. Планируются не только экскурсии, но и мастер-классы для взрослых и детей. 

— Тема специфическая, хочется рассказать о ней так, чтобы это было понятно и доступно даже для ребенка. — говорит Валентина Грицук. — На мастер-классах с детьми мы сделаем тематическую открытку, а с ребятами постарше и взрослыми изготовим подставку под горячее в виде уральской розы. 

Фото: Людмила Ковалева, Надежда Тютикова, фотоматериал Челябинского государственного Исторического музея.

Похожие новости:

Читайте также: