Художники из Москвы, ДНР, Белоруссии и Грузии: рассказываем кто расписывает главный храм Челябинска
В самом большой строящейся церкви страны — Христорождественском кафедральном соборе Челябинска — на всех парах идет внутренняя отделка. Снаружи храм уже давно выглядит завершенным и притягивает внимание всего города. Его монументальность особо подчеркивает архитектурная подсветка.
А вот, что происходит внутри, горожане не знают, но "Хорошие новости" приоткроют завесу тайны. Мы побывали в соборе, пообщались с художниками и посмотрели своими глазами, как проходит грандиозная работа по подготовке церкви к открытию.
Внутри работает бригада из 11 художников, все они приехали из разных регионов и трудится на пределе возможностей. Еще бы, ведь несмотря на то что объект особенный — Дом Божий — сроки сдачи, как обычно горят. К Рождеству Христову нужно завершить работы в алтарной части храма.
Руководит артелью художников один из самых известных русских иконописцев Алексей Вронский. Его папа Сергей Вронский — известный кинооператор (он снимал "Братья Карамазовы", "Осенний марафон" и т.д.) и коллекционер икон. У них дома всегда висели старинные иконы, однако в юности Алексей больше интересовался импрессионизмом и абстракционизмом. Удивительный мир сакрального искусства художник открыл для себя уже будучи взрослым.
— Мы хотим, чтобы внутри получилось не менее величественно, чем снаружи. Обычно храм внутри более красив, чтобы заходящий человек сразу попадал в образ Рая, — рассказал Алексей Вронский.
Создавать образ Рая Алексею помогают белорусские художники, четыре человека. Сейчас они монтируют детали Горнего места — это особое пространство в алтаре между престолом и восточной стеной. На сводах алтаря напишут более 20 библейских сюжетов. Евангельских и Ветхозаветных.
Темы сюжетов необычные. Например, "Премудрость создала себе дом". В этом сюжете изображены человеческие добродетели.
— Сюжеты подобраны с необыкновенным вкусом. Здесь есть сюжеты из Ветхого и Нового заветов. Храм — это очень четко и строго организованное пространство. Ни одной фигуры, ни одного изображения здесь не бывает случайно или в случайно месте. Меня лично очень радует, что у нас на внешних фронтонах изображения наших, южноуральских Святых, челябинских. Потому что в момент, когда начались работы над внешним фронтоном, у нас появилась собор челябинских Святых, — подчеркнул секретарь челябинской епархии протоиерей Игорь Шестаков.
Белорусский художник Наталия Лазаревич работает под потолком. Руки навесу, голова постоянно смотрит вверх. Люди с трудом вешают шторы, а тут целая мозаика.
На вопрос, как она не устает, отвечает:
"Нормально, привыкли, постоянно надо разминать шею и гимнастику делать, тогда все будет хорошо".
По ее словам, сейчас они зашивают фон. Потом поедут в Минск, в Свято-Елизаветинский монастырь и привезут оттуда образа Святителей. Предстоит очень кропотливая работа. Смальта, из которой создаются мозаики приклеивается на специальную смесь, каждый кусочек строго подбирается по цвету и форме.
— Используем цветовой микс, чтоб не просто закладывать одним цветом, для живописной игры света и цвета мозаика набирается из разнообразных оттенков, — рассказала Наталья.
Интересно, что под свободами челябинского собора собрались люди из разных уголков бывшего СССР. Наталья и ее товарищи — из Белоруссии, а вот их коллега Дмитрий Король — иконописец из Макеевки, ДНР.
Мастер участвовал в росписях храмов на острове Валаам, сводах Святогорской Лавры, расписывал храмы в Москве, Санкт-Петербурге, Северной Осетии.
Еще один мастер — Георгий Гошадзе родом из Тбилиси. Он выпускник Московской духовной академии.
— Перед работой мы обычно молимся. Ездим по разным городам и странам. В Челябинске работа идет легко. Здесь все отлично, — рассказал Георгий.
Впрочем, далеко не все получали образование в религиозных вузах. Например, Евгений Добромильский — в прошлом электрик. Говорит, что однажды все бросил и пошел учиться на монументальную живопись. В соборе пишет орнаменты.
— Каждый художник занят тут своим делом, кто-то пишет образы, кто-то орнаменты, кто-то отрисовывает композиции. Работа идет слажено, — констатировал Евгений.
В епархии надеются, что прихожане смогут приходить сюда уже к Пасхе 2024 года, когда завершат отделочные работы. Однако что-то гарантировать сложно: до этого роспись в храме тормозилась из-за санкций, когда нельзя было завозить материалы, а еще раньше из-за пандемии коронавируса. Впрочем, все понимают, как важно завершить работы к Воскресению Христову, и дать храму принять первых прихожан как можно скорее, поэтому прикладывают все усилия, чтобы успеть в срок.