Спецпроект

«Любовь должна быть деятельной»: как живут сестры единственного в Челябинске женского монастыря

Прослушать статью
«Любовь должна быть деятельной»: как живут сестры единственного в Челябинске женского монастыря

В XIX веке Одигитриевский женский монастырь, тогда расположенный в самом центре Челябинска (в районе гостиницы «Южный Урал» на проспекте Ленина), был известен на всю страну. Во-первых, искусными золотошвейками, а во-вторых, уникальным фруктовым садом, где под открытым небом сестрам удавалось выращивать апельсины, персики и гранаты. 

Основанный в 1849 году, монастырь разделил судьбу многих обителей, не переживших революцию. В 1930-х его закрыли, а недавно – в 2015-м – возродили. О том, как живут сестры единственного в Челябинске женского монастыря, читайте в репортаже hornews.com. 

За монастырским забором нас встречает ухоженный сад. По вымощенной камнем тропинке между деревьев, образующих коридор, направляемся в здание мастерских. Здесь в перерывах между Богослужениями, работой в архиве и по хозяйству сестры изготавливают мыло ручной работы и делают вкуснейшие угощения по особым рецептам. 

Монастырское… мыло

Мыло отливают в силиконовых формах – за семь лет существования мыльной мастерской их накопилось немало: цветы, орнаменты, лебеди. Изготовление несложных формочек сестры освоили сами. 

– Основу для мыла берем готовую, с глицерином и полезными добавками. – рассказывает инокиня Мария (Опрышко). – Цвета и запаха у нее нет. Режем на кусочки, растапливаем, добавляем ухаживающие масла – карите, масло виноградной косточки, оливковое. Есть медовое мыло. Уже несколько прихожан рассказывали: обычным мылом пользоваться не могут, кожа выдает реакцию, а наше медовое им подходит. Меда в составе всего-то столовая ложка на литр. Много не положишь – мед, как и сахар, является плавителем, мыло хуже держит форму. Но его полезные свойства даже в таком небольшом количестве сохраняются.

У сестер есть праздничное подарочное мыло на Рождество и Пасху. Сегодня инокиня Мария делает «сезонное» мыло в форме яблочек – скоро Преображение Господне, именуемое в народе Яблочным Спасом.

К первому сентября готово детское мыло в виде зайцев, медвежат, лисят. Потом мастерица пройдется по готовым фигуркам тонкой кисточкой, и у обаятельных зверят появятся мордочки. Покупатели лавки при обители охотно разбирают монастырскую парфюмерию: говорят, мыло «нарядное» и чувствуется, что сделано с любовью.

В мастерской очень аккуратно и по-домашнему уютно

Перечное печенье и пряники 

Ароматы мыла вполне гармонично смешиваются в монастырской мастерской с потрясающими запахами выпечки – корица, имбирь, кардамон. Это создает уютную, домашнюю атмосферу. Кстати, монастырь маленький, аккуратный и очень дружелюбный, чувствуешь себя как дома.

В соседней комнате от мыловаренной мастерской – большая кухня. Там пекут вкуснейшие кексы, хрусткое «перечное» печенье и пряники. Сестра Сергия, самая молодая в обители, готовит румяные маковые кексы с куркумой и кукурузной мукой. 

Сестра Мария (Распутина) трудится над раскаткой теста для пряников и печений. Вся монастырская выпечка постная и подходит на любой день: в пост — утешение, по праздникам — в радость

— Тесто заготавливаем заранее. – рассказывает сестра Мария, утрамбовывая ровные кусочки теста в пряничные формы, – Делаем порой около ста килограммов, храним в охладителях. По необходимости достаем, печем. Рецепт печенья секретный, его нам передала одна православная семья, а над рецептом пряников долго трудились мы сами. В составе – мед, ржаная и пшеничная мука, цедра. Если мыльной мастерской около семи лет, то выпечкой занимаемся года два. Обычно за раз сестра может напечь около 70 пряников. Печем и хлеб, но пока только для монастырских нужд. Планируется, что в будущем появится пекарня, сейчас отрабатываем рецепт бездрожжевого хлеба на закваске из хмеля, который сами вырастили. Еще хотим научиться печь рижский хлеб с солодом, медом и тмином. На вкус не хуже пирожного!

Все совершается с молитвой и во славу Божию. Пряничные формы тоже тематические: на одной витой стилизованный орнамент из крестиков, на другой – хризма, так называется монограмма Христа в виде скрещенных между собой букв «Х» и «Р».  

Выпечка готовится исключительно из натуральных продуктов

Для пряников важно без единой складочки загладить шарики теста перед укладкой в форму, чтобы ни один в процессе приготовления не треснул. Для печенья – раскатать тесто до полупрозрачной толщины бумажного листа.  

Сестры всё запаковывают своими руками: раскладывают в пакетики, красиво завязывают ленты, прикрепляют ярлыки с ингредиентами и составами.

Труд в мастерских для монахинь – не способ зарабатывания денег. Все они несут послушания, так в монастыре называется любая работа. У каждой оно свое: в зависимости от склонностей, способностей. Помимо работы в мастерских, сестры помогают священнику на Богослужениях, поют на клиросе.

– Для мастерских остается только свободное время между службами, – говорят монахини. – А если пришло время службы, мы этот труд оставим, храм и молитвенное послушание – главное. Есть общие послушания: мыть, прибирать, но у каждой найдется и свое дело. Матушка Евсевия, наша игуменья, всегда присматривается: у кого какой талант, к чему у человека больше предрасположенность. Бывает, мирское образование одно, а таланты совсем другие. Человек и сам подчас не знает, какими талантами обладает, а здесь они открываются.

Издательская деятельность

Недавно монахини начали отливать из гипса медальоны с орнаментами для украшения храма. Занимаются издательской и просветительской работой – выпускают буклеты о монастыре, брошюры по подготовке к церковным таинствам, сборники молитв и акафистов.

Издательство

Помогают им студенты факультета дизайна ЮУрГУ, с которыми игуменья Евсевия давно сотрудничает и занимается церковной культурой. К 2025 году, к десятилетию возрождения монастыря, готовится издание его летописи. В начале июня мы писали, что сестры ищут добровольцев для расшифровки старинных рукописей. А сегодня узнали: люди с радостью откликнулись.

— Нашлось помощников двадцать, если не больше! – рассказывает сестра Севастиана, отвечающая в обители за издательские вопросы. — С таким энтузиазмом за дело взялись, что уже почти все расшифровали. Собраны сведения примерно по 500 сестрам, которые жили здесь. Думаю, появятся еще факты. Информация ценна для потомков, родных. Хочется найти максимум по каждой сестре, опубликовать. Сейчас работаем с историками, краеведами, архивами. Обидно упустить что-то интересное. И незаурядные люди в нашем монастыре бывали. К примеру, известный врач Евгений Боткин, следуя на маньчжурский фронт, был проездом в Челябинске. Заходил к нам, молился, отправил сыну открыточку с видом монастыря: «Юраша, помолился за вас, моих ненаглядных». Он трепетно относился к детям, теплые письма им писал. Ищем подобные живые свидетельства.

Обратите внимание на каллиграфический почерк, характерный для людей того времени

Сестры монастыря помогают сестрам в миру 

За социальную работу монастырь награжден премией «Признание». Седьмой год на базе обители специалисты и волонтеры службы «С.П.А.С.» работают с женщинами, стоящими перед выбором – сделать аборт или дать человеку шанс. За это время спасено 540 детей.

На попечении монастыря порядка сотни малоимущих, которым ежемесячно выдают продукты, 250 детей получают необходимое к школе.

– Обращаемся к бизнесменам, пишем в разные компании, – продолжает сестра Севастиана. – Жертвователи помогают, спасибо им. Окормляем центры, где дети живут без родителей, у нас работают воскресные школы, в одном из детских центров проводим бесплатные занятия: рукоделие, певческий кружок, народный хор. Ни о каких наградах и не думали. Спасибо главе Ленинского района, который настоял: пишите заявку, вы столько всего делаете. Так и получили «Признание». 

Как принять монашество? 

Принять монашество непросто. Для начала нужно, как минимум, глубоко жить духовной жизнью, на протяжении многих лет быть прихожанином храма, любить Священное Писание и Предание.

И, даже если задатки и способность жить монашеской жизнью у человека есть, то относительно адекватное представление о ней зачастую приходит только в монастырских стенах. Поэтому, прежде чем принять постриг, человек проходит множество этапов. Поначалу просто периодически приезжает помолиться в монастыре, потом постоянно живет в обители трудником – работает, присматривается к ее особому жизненному укладу. 

На иконе Антоний Великий (он считается отцом монашества) и Павел Фивейский
На иконе Антоний Великий (он считается отцом монашества) и Павел Фивейский

Если этот период пройдет, и человек всё еще хочет связать свою жизнь с монашеством, его благословляют стать послушником. На этом этапе еще можно уйти из обители, ведь послушник не приносит обетов. И наконец после этого этапа человека постригают в иноки или инокини и обязательно меняют ему имя. С этого момента дорога назад закрыта. Согласно православной традиции, монах не может покинуть обитель и уйти в мир без критического духовного повреждения, практически, духовной смерти.

— Только здесь можно понять, то ли это, что ты себе представлял. – поясняют сестры. – В монастырь путь у каждого свой, причины разные, но мы говорим проще: Господь привел. Вынужденные ситуации у всех случаются, но не каждый придет к Богу. А если человек принимает решение встать на путь монашества в горе, эмоциональном порыве – все это пройдет, а что останется? Где там Господь?

В планах у монастыря – строительство собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (сейчас службы проходят в небольшом храме святителя Николая, вместить всех желающих он не может), паломнический корпус, чайная для гостей. 

Так территория обители будет выглядеть через несколько лет
Так территория обители будет выглядеть через несколько лет

Все разместится в границах существующей территории. Постройки уже внесены в генплан, а студенты ЮУрГУ снова помогли: создали макет будущих изменений. Сестры с добровольными помощниками посадили три ряда елок – когда они вырастут на территории обители, соседствующей с девятиэтажками и торговым комплексом, станет потише. 

Кстати, на территории монастыря растут несколько уникальных деревьев. Легенда гласит, что они выросли из желудей, взятых во время паломничества под кроной священного Мамврийского дуба в Палестине, у которого согласно Библии пять тысяч лет назад Господь явился Аврааму. Удивительно, но можно взять желудь от монастырского дуба и вырастить здесь, в Челябинске, «внука» легендарного Дуба Авраама.

— Монастырь – это любовь к Богу и насельниц обители друг к другу. – подводит итог беседе игуменья Евсевия. – А любовь всегда имеет проявление и должна быть деятельной. Говорить о ней мало. В миру у людей есть работа, семья, привязанности, любимое хобби. Для сестер все это объединено в обители. Нет здесь такого: вот отработаем восемь часов, и начнется личная жизнь. Монастырю подчинены все наше время и силы. Это отдельный мир, из него не уходят. Сестры порвали с внешним: родственниками, социальным, профессиональным кругом. Нашим домом стали монастырь и храм. А как вела бы себя в доме любая любящая его хозяйка? Готовила бы вкусно, создала уют, ухаживала за садом, следила за порядком в хозяйственных делах, встречала гостей. Сестры с любовью заботятся о монастыре и друг друге – это духовная семья, а монастырь действительно их дом.

Похожие новости:

Читайте также: