Топ

Южный Урал в годы войны: 10 причин для гордости, не считая танков

Южный Урал в годы войны: 10 причин для гордости, не считая танков

Очевидцы вспоминают, что страшное радиосообщение Левитана о начале войны Южный Урал воспринял без паники: сурово и хладнокровно. Позже регион отправит на фронт десятки тысяч танков, тонны брони и миллион человек. Четверть из них домой не вернутся: 250 тысяч остались лежать на полях сражений. Мужчин 1922-1924 годов рождения вообще почти не осталось: из сотни солдат по статистике выживали лишь трое. Нам сложно объять весь вклад, который внес Южный Урал в дело победы. Мы остановимся на 10 пунктах, не считая, конечно, бронетехники знаменитого Танкограда, о которой и так хорошо известно. 

Стекло для штурмовиков

Пилотов ИЛ-2, которые били фашиста и в хвост и в гриву, защищало бронестекло, произведенное в Челябинске. К нам завод (он значился под шифром К-4) эвакуировали из Ленинграда зимой 1941 года, однако сразу запустить его не удалось. Поскольку необходимое оборудование не пришло вовремя из Тамбова, директор К-4 Зуся Шульман должен был построить по сути новое предприятие. Расположилось производство на территории здания дрожжевого завода и завода безалкогольных напитков. Оттуда черпали и кадры: женщины, которые в мирное время варили лимонады и делали дрожжи, на ходу осваивали сложнейшую профессию. И у них получилось: каждый месяц из Челябинска на авиазаводы страны отправляли сотни комплектов прозрачной брони для Ил-2 и тысячи комплектов — для истребителей.

"Катюши"

Наряду с танками Т-34 гвардейские минометы БМ-13 "Катюша" стали символами Великой Победы. Правда, на Южном Урале их называли иначе – "Гитара", "Секретка" и "Раиса Семеновна" (от РС – реактивные снаряды). В Челябинске Б-13 начали заниматься еще с лета 1941 года. Практически сразу всё засекретили, да так серьезно, что о производстве "Катюш" в городе знали очень немногие. Из сборочного цеха готовые машины вывозили под покровом ночи, прикрыв их брезентом. Сварщики, работая над узлами орудия, не всегда понимали, частью чего будут фермы из тонкостенных труб. При этом цеха заводов-производителей — "Колющенко" и московского завода "Компрессор", были раскинуты по всему городу – от вокзала (где и сейчас находятся мощности предприятия) до самого центра. К слову, наши предприятия делали не только "огнедышащие автомобили", но и монтировали установки залпового огня на трактора, поезда и даже дрезины. Ракеты же от "Катюши" нередко ставили на некоторые истребители, например, на И-15. 

Наркоматы

Помимо производственных подвигов, в годы войны Челябинск отметился и административными. Еще бы, ведь именно здесь разместилось сразу несколько наркоматов — то есть, министерств. Это Наркомат танковой промышленности, Наркомат среднего машиностроения, Наркомат строительства, Наркомат электростанций и Наркомат боеприпасов. Именно из Челябинска шли важнейшие поручения, от выполнения которых в буквальном смысле зависела судьба Родины. 

Сталь и броня

Сложно себе представить, сколько стали требуется стране, которая воюют практически со всей Европой (все предприятия, захваченные Гитлером в европейских странах, функционировали в интересах 3 Рейха). Тысячи и тысячи тонн ежедневно! На эти нужды трудились южнуральские металлургические предприятия. В годы войны в Магнитогорске, на ММК, возвели несколько новых мартенов и домен. Сталевары день и ночь работали по 10-16 часов и нередко падали от усталости, зато каждый второй танк, бивший захватчиков на полях сражений, был сделан из магнитогорской брони, металл на каждый третий снаряд шел из южноуральских заводов. 

Миасский Захар Иванович 

В начале войны в Миасс эвакуировали Московский завода имени Сталина. По началу планировали выпускать там только коробки передач и моторы, но фронт требовал огромного количества рабочих лошадок — грузовиков. Тогда на предприятии наладили выпуск знаменитого грузовика. Красноармейцы звали его Захар, Захарка, Захар Иваныч. Иногда — просто "Трехтонка", ведь грузовичок ЗИС-5, согласно технической документации, весит три тонны и берет на ось аккурат еще три тонны… хотя о каких там нормах можно говорить на фронте? Сплошь работа в перегруз. Захар рвал жилы так же, как его не спавший ночи напролет товарищ-шофер; как бойцы, из последних сил вышагивающие рядом; как бледные врачи, прыгающие из кузова "санитарки" на редкий перекур.

Танковое училище

Челябинск снабжал фронт не только танками, но и танкистами. Уже спустя месяц после начала войны стали формировать Челябинское танковое училище. Туда потянулись солдаты из воинских частей, учебных заведений Красной Армии и по направлению областных военных комиссариатов. Чтобы научиться командовать танком, бойцу требовалось 8 месяцев, а чтобы уметь его еще и чинить — 9. Первый выпуск танкистов состоялся в 1942 году, тогда из училища вышло более 500 бойцов. А к 1945 году Челябинск отправил на фронт 6 863 офицеров для бронетанковых войск. 

Кров для эвакуированных 

В годы войны  Челябинск неофициально стал городом-милионником, сотни тысяч эвакуированных, раненных и беженцев разместились в домах и квартирах южноуральцев. Старожилы вспоминают, что в первом многоквартирном доме Челябинска (Кирова, 163) в одной-двух комнатах ютилось человек по двадцать. И ничего — никто не ссорился: люди трудились ударными темпами и во всем помогали друг другу. В память, о ленинградцах, эвакуированных в Челябинск, в городе назван мост через реку Миасс. Кроме того, на территории региона разместилось более сотни госпиталей, куда попадали раненые со всех фронтов Великой Отечественной Войны. 

Патронный завод

В годы Великой Отечественной Войны в здании Педагогического института разместился "филиал" тульского патронного завода. Кстати, основные мощности предприятия эвакуировали из Тулы к нам же, в Юрюзань. Несмотря на отсутствие помещения, занятого производством, лекции в вузе не прекратились. Под нужды "педа" отдали несколько общежитий и школ в Челябинске. Это при том, что обычно в таких случаях учебное заведения переносилось куда-нибудь в область.

Эвакуированные предприятия и институты

Всего на Южный Урал эвакуировали более 200 различных заводов со всей страны. Эшелоны с оборудованием, техникой и людьми шли круглосуточно, в городе кипела работа. За станки становились дети, женщины и старики вместо ушедших на фронт рабочих. Отметим, что кроме предприятий, на Южный Урал эвакуировали и учебные заведения. Например, первый вуз в Челябинске открылся в военное время, когда к нам эвакуировали Механический институт из Сталинграда — летом 1942 года. На его базе был основан современный ЮУрГУ. В глубокий тыл приехали как студенты, так и профессура с семьями, стендами, инструментами и инвентарем. Где же располагался институт? А в самом что ни на есть "Детском мире": торговые залы перегородили фанерой, создавая импровизированные аудитории, и читали там день и ночь лекции. Тут отметим, что в здании было, мягко говоря, тесновато, ведь кроме института там базировался наркомат танковой промышленности СССР, а еще руководители эвакуированных предприятий, чиновники, а также ученые из научных центров Ленинграда, Харькова, Киева и Сталинграда. Кроме того, в Челябинск отправился и Киевский медицинский институт, благодаря работе которого удалось спасти десятки тысяч жизней раненых и больных. Этому меду обязан появлению на свет и наш Южно-Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ. 

Игрушки и посуда

Несмотря на то, что с началом Великой Отечественной войны все предприятия Южного Урала перешли на военные рельсы, некоторые совмещали это с выпуском гражданской продукции. Например, на Кировском заводе делали посуду: простые алюминиевые миски и ложки, один из заводов Троиицка выпустил миллионы столовых приборов, часть которых пошла на фронт. Некоторые предприятия даже шили игрушки для малышей. Плюшевый мишка, сделанный в военные годы, хранится в музее поселка Увельский.  

Похожие новости:

Читайте также: