В сентябре стартует 55 сезон в "Манекене". Его называют и авангардным, и неповторимым, и смелым, а челябинские театралы наизусть знают репертуар и коллекционируют афиши. А вот, как там за кулисами и что хранят в театральных чуланах, кто вам расскажет? "Хорошие новости" взяли на себя эту миссию, вскарабкались на подмостки и поговорили с хранителями истории "Манекена".
1. За 55 лет жизни "Манекен" знал всего двух художественных руководителей: Анатолия Морозова и Юрия Бобкова. Оба творчески сформировались внутри театра и выдвинулись как неформальные лидеры. "Настоящая монархия",— шутят в театре, разве что власть по наследству не передается.
2. Театр Манекен – один из первых театров в стране, который начал выступать за границей. Одни из первых в России "манекеновцы" вылетели в США, со спектаклем "Ромео и Джульетта", имели большой успех и получили гран-при фестиваля. Тогда же "Манекен" выступал в Италии с "Бедный Сосо Джугашвили", в Австрии и Турции с "Дон Жуаном".
3. В постановке "Ромео и Джульетты" задействуется несколько разных пар Ромео и Джульетт. Эта идея родилась так: Бобков — худрук — очень не хотел обижать никого из молодых актеров, которые рвались играть в спектакле. Тогда он решил: "Пускай это будет такой художественный ход". Дескать, символично: в каждом молодом человеке живет Ромео, в каждой девушке сидит Джульетта.
Ромео и Джульетта
4. "Манекен" начался как СТЭМ – студенческий театр эстрадных миниатюр в 60-х годах прошлого века. Миниатюры были вроде таких:
"Дурак-профессор и хитрый студент"
– Знаешь?
– Знаю
– А что знаешь?
– Материал
– Какой?
– Текущий.
– Какой текущий?
– Ну это вы уже придираетесь!
5. В 1965 году СТЭМ ЧПИ признали лучшим на I Всесоюзном смотре СТЭМов, он стал одним из 5 лауреатов на заключительном московском фестивале. За это ЦК комсомола подарил театру радиолу. По этому поводу Аркадий Райкин написал записку челябинцам.
6. Когда театр поселился в подвале на Сони Кривой, зачинщики СТЭМа уже выпустились из университета и стали работать. Поэтому спектакли проводились не больше двух раз в месяц. А зрительный зал был рассчитан всего на 60 человек. В то время на это очень обижались: говорили, мол, "Манекену" не нужен зритель.
7. Название "Манекен" тоже вышло из СТЭМовской миниатюры.
"Внимание, зрители!
Слушайте предупреждение СТЭМа:
Среди вас затесались манекены!
Вы их узнаете –
Это люди, не имеющие сердец!.."
Далее следовала история, как мастер, который делал очень хорошие манекены, однажды забыл запереть дверь в мастерскую, его манекены разбежались по жизни и творили всякие безобразия. Кто-то по этому поводу высказался: "Так мы и есть — манекены!"
8. Первый худрук театра, Анатолий Морозов, прослыл очень суровым руководителем. Репетиции были бешеные. Однажды играли спектакль "Коварство и любовь". Психологически очень тяжелый. Первый прогон – с утра. Второй – в 17:30. Третий – утром следующего дня, и отчетный прогон на зрителя (на "своих") вечером. В 17:30 обнаружилось, что идет какое-то громкое мероприятие– репетировать невозможно. Закончится оно в 22:30. Морозов говорит: значит, собираемся в 11 вечера. Закончили в полвторого ночи. С утра – опять. У главной героини к финальному прогону распухло все лицо – от слез.
9. "Манекен" был единственным непрофессиональным театром, который участвовал на международном театральном фестивале им. Чехова.
Театр на гастролях в Польше
10. Первый выход уже знаменитого Евгения Гришковца на серьезную сцену произошел именно в "Манекене", в ходе манекеновского фестиваля "Театральные опыты". Один из критиков ему сказала: "Очень хорошо, но, если я еще раз такое увижу, ты у меня получишь по полной!". По воспоминания очевидцев, то выступление Гришковца было чем-то вроде нынешнего "Камеди клаба".
11. До "Манекена" в здании на Пушкина располагался секонд-хенд. По вечерам там же проводились дискотеки, на которых торговали наркотиками. Пару раз случались перестрелки…
12. В 1999 году спектакль "Ромео и Джульетта", за который "Манекен" получил гран-при на фестивале в США, игрался буквально на развалинах здания на Пушкина. Голые стены, строительная пыль, отсутствие амфитеатра – недостроенный сарай. 150-200 человек зрителей, тем не менее, набралось.
13. В 2000 году сарай достроили. Но отопление дать не могли: говорили, мол, какая-то резервная линия, которую до лета никак не подключить. Отчего, температура в помещении не поднималась выше +7 градусов. Однажды на спектакль пришел мэр города Вячеслав Тарасов. Спрашивает: а чего так холодно у вас? Выслушал объяснения, на следующий день – подключили к системе.
Фото со спектакля по поэме В. Ерофеева "Москва-Петушки" "Беги, Венечка, беги". В это время в зале +7 выше нуля.
14. В 2009 году, когда театр хотели закрыть, вся театральная Россия стояла горой за "Манекен". Собрали 20 000 подписей в защиту театра. Челябинцы провели 3 митинга. Сергей Миронов ("Справедливая Россия") собирался лично доложить президенту о проблеме. А Олег Табаков дал "Манекену" в поддержку 100 000 рублей из своей зарплаты. На эти деньги поставили детский спектакль: "Про кота, балду и прочих".
15. Сейчас "Манекен" – единственный театр в городе, который зарабатывает своими средствами больше половины бюджета.
Реконструкция театра
16. Однажды "Манекен" играл для Московского театра на Малой Бронной в 23 часа. Лев Дуров дарил цветы актрисам.
17. В 00:15 в новогоднюю ночь каждый причастный к "Манекену" человек, где бы он ни был, поднимает бокал за театр.
18. А каждый сезон традиционно заканчивается игрой в футбол: молодой состав против старого.
19. В 1996 году артисты своим ходом поехали на фестиваль в Словакии. 3,5 тысячи километров туда, 3,5 обратно. Ехали на "Газели".
По дороге проткнуло колесо – застряли в Москве на заправке. Рядом – стоянка дальнобойщиков. Стук в дверь:
– Что надо?
– У вас регион 74. Вы из Челябинска что ли?
– Да. И?
– На ней?.. – оглядывая Газель круглыми глазами. – А пойдемте к нам туда?
Туда – это в их дальнобойную машину: с удобствами, с диваном мягким, с хорошим обедом. Дальнобойщики актеров накормили, дали отдохнуть и обратно разъехались.
20. До 1994 года актеры театра не получали зарплату. Оплачивались только должности вроде инженера театра или администратора. Поэтому ведущие актеры параллельно с игрой занимали инженерные, управляющие должности и при этом не халтурили, а реально работали на них. Только в 1994-м решили сделать актерские ставки.