«Манящие» колонны, исчезающий шпиль и аист для любимой: рассказываем о самых примечательных зданиях Челябинска в стиле «сталинский ампир»
Сталинская эпоха, одна из самых противоречивых в истории страны, оставила свой отпечаток и на ее архитектурном облике. Множество городов СССР в эпоху безраздельного правления «отца народов» украсили величественные, а главное, качественно возведенные здания. Среди серых построек в стиле конструктивизма они выглядели особенно монументально и торжественно.
Не стал исключением и Челябинск. «Хорошие новости» собрали интересные факты о семи самых известных зданиях города в стиле «сталинский ампир».
«Обкомовский» дом напротив памятника Ленину
Наибольшее количество построек сталинской эпохи сконцентрировано в административном центре Челябинска, на площади Революции, которая раньше именовалась Южной. Не исключение и построенный по проекту ленинградских архитекторов жилой дом облисполкома на проспекте Ленина, 54. Его сдали в 1938 году, и для малоэтажного Челябинска той эпохи это был настоящий небоскреб.
Здесь жили люди, создававшие историю, и сами ставшие ее частью: вплотную подошедший к открытию ДНК ученый Николай Тимофеев-Ресовский, отец космобиологии, соратник Циолковского Александр Чижевский, создатель прозрачной авиаброни для советских штурмовиков Ил-2 Георгий Зискин, народный артист России Александр Пороховщиков, основатель южноуральской школы дзюдо Харис Юсупов, руководивший Театром драмы режиссер Наум Орлов. Кстати, с 1992 по 2002 годы Орлов входил в комиссию по присуждению госнаград при Президенте РФ. Когда решали, кому дать звание народного артиста — ему или Алле Пугачевой, режиссер предложил Пугачеву: «Ее народ знает больше, чем меня».
Гостиница «Южный Урал»
Восточнее «обкомовского» дома стоит еще одна «сталинка» — гостиница «Южный Урал». Возведена она на месте Одигитриевского женского монастыря, воссозданного в Ленинском районе. Архитектурный образ здания отсылает к итальянскому стилю, что, кстати, в принципе было характерно для ранней сталинской архитектуры, частенько обращавшейся к традициям Возрождения или классицизма.
Построенная в 1941 году гостиница на 530 мест долгие годы считалась одной из лучших в Челябинске. Во время войны там селили известных эвакуированных артистов, некоторые помещения отдали под делегатуру Польского правительства, которая занималась судьбой поляков, оказавшихся после раздела Польши в 1939 году в сложном положении. В 2020 году гостиница прекратила работу, а весной этого года ее внесли в госреестр объектов культурного наследия. Историческая ценность здания в том, что оно наглядно свидетельствует о превращении в годы первых советских пятилеток уездного Челябинска в крупный индустриальный центр.
Управление Южно-Уральской железной дороги
Первое управление ЮУЖД располагалось в полукруглом здании на площади Революции, где сейчас Арбитражный суд. А к 1 мая 1943 года руководство и главные службы (в том числе — паровозная, вагонная, эксплуатации, связи) переехали в специально спроектированное здание по адресу площадь Революции, 3, где управление работает по нынешний день.
Архитектор Борис Помпеев придумал для здания в стиле неоклассицизма простое и ясное композиционное решение, сдержанный декор. Все это придавало монументальности, соответствующей статусу учреждения и расположению на главной городской площади. Интересно, что в начале 1950-х здание думали было реконструировать, — как раз для того, чтобы добавить величественности. Но идеи реконструкции остались невоплощенными, а управление и поныне осталось в первозданном виде.
Здание «Челябэнерго»
Энергетика всегда была такой же стратегической сферой, как и железнодорожный транспорт, поэтому в 1954 году новое основательное здание с грандиозными колоннами, лепниной, строгим фасадом получили и работники энергетической отрасли.
Колонны — первое, что обращает на себя внимание при взгляде на этот образец советского монументального классицизма. Известного уральского журналиста, краеведа Михаила Фонотова они вдохновили на большой очерк.
«Еще издали колонны притягивают-манят. Чем ближе мы к ним, тем сильнее их магнит». — писал Михаил Саввич. — «Когда мы поднимаемся по ступеням широкой лестницы (хочется поднять голову кверху), уже ничего не способно поворотить нас назад. Может, главное в колоннах то, что они напоминают нам о высоте, о своде, о небе»?
Лучше и не скажешь.
«Испанский» дом
Ходит легенда, что «сталинку» на углу Свободы и проспекта Ленина строили из кирпичей снесенного готического собора. Католический храм Непорочного Зачатия Девы Марии возвели в Челябинске в 1914 году, а спустя 22 года разрушили. Между 1936 и 1940 годами на его месте вырос многоквартирник с четырех- и пятикомнатными коммуналками. Дом прозвали «Мадридом»: то ли там должны были жить дети из Испании, то ли добровольцы, воевавшие против Франко, то ли испанские коммунисты. По другой версии, дом, построенный в годы войны в Испании, своей архитектурой напоминал о столице пылающего государства. Впрочем, жили там не испанцы, а инженеры завода имени Орджоникидзе (позже «Станкомаша», ныне «Конара»). Кандидаты, в духе времени, отбирались по рабочим и моральным качествам.
Отличительная черта дома — фонтан в виде аиста во дворе. Принято считать, что это подарок директора завода Владимира Ниценко любимой женщине. Историк Игорь Нарский в книге «Фотокарточка на память» описывает, как это могло бы быть:
«Живо представляю — ясное раннее утро, ведомственная квартира с зашторенными окнами на улицу Свободы. Владимир Сергеевич ждет, когда проснется Ганна. Он приготовил ей подарок. Советский производственник, участник Гражданской войны, танкостроитель, скульптор, художник, скрипач, поэт обнимет любимую, подведет к окну. „Это — для тебя“, — и раздернет шторы. Свет на мгновение ослепит Ганну. Она увидит в скверике под окнами фонтан: черно-белого аиста, птицу, приносящую женское счастье, с грациозно изогнутой шеей, гордо поднятой головой, красным клювом, направленным в небо».
«Дворец культуры металлургов»
5 ноября 1957 года в соцгороде, как называли тогда ЧМЗ, появилось потрясающее воображение здание — Дворец культуры металлургов. Потрясающее, потому что в 1954-м году, когда его начали строить, соцгород представлял собой, по большей части, землянки. Масштабное сооружение с колоннами, обилием лепнины, скульптурой на фронтоне позволяло людям чувствовать себя и вправду во дворце.
Отделочные работы выполняли выпускники художественного училища имени Строганова. На коньке фронтона красуется аллегорическая скульптура «Мир» высотой 4,5 метра: стремительно идущая вперед молодая женщина с пальмовой ветвью в руке. Она должна была украсить маяк на Волго-Донском судоходном канале, но по просьбе архитектора Александра Зайцева, проектировавшего ДК, ее прислали в Челябинск.
Пик активности дворца пришелся на 60-е—70-е: работали творческие коллективы, клубы по интересам, рабочие участвовали в самодеятельности, ходили на концерты звезд. В ДК выступали Русланова и Зыкина, Лемешев и Козловский, космонавты (в том числе Валентина Терешкова). Ну и, конечно, приезжал весь цвет эстрады — от «На-На» до Леонтьева.
Главный корпус ЮУрГУ
Узнаваемое здание, ставшее одним из архитектурных символов Челябинска, сложно представить без шпиля, верхняя точка которого находится на высоте 96 метров. Однако современный облик оно обрело не так давно.
В 1951 году в Челябинске произошла уникальная ситуация: для строительства новых корпусов ЧПИ (так раньше назывался ЮУрГУ) создали отдельное строительно-монтажное управление «Челябвузстрой». Архитектор Евгений Александров разработал проект главного корпуса, согласно которому здание челябинского института повторяло бы конструкцию МГУ. Но строительство остановил Хрущев: счел проект проявлением архитектурного излишества. «Излишества», представлявшие примеры того самого легендарного «сталинского ампира», в ЦК КПСС как раз тогда решили предать забвению: не надо усложнять, у нас не место буржуазному барокко.
Секретарь челябинского обкома Лаптев вызвал главного архитектора города и дал команду «срезать» по два этажа в недостроенных зданиях, избавиться от шпилей и прочих ненужностей. Только к 2004 году справедливость была восстановлена и над зданием ЮУрГУ появился шпиль. Авторами проекта реконструкции были челябинские архитекторы Салават Шабиев, Михаил Тюрин и автор первоначального проекта — Евгений Александров.
Фото: stalinarch.ru, ssgen.livejournal.com, arhistrazh.livejournal.com, vk.com/club113449860, vk.com/about_che, vk.com/susu4you, из фондов Центра историко-культурного наследия Челябинска, Объединенного государственного архива Челябинской области