16 января на сцене челябинской филармонии в 10-й раз состоялся джазовый концерт 'Челябинские звезды джаза. Памяти друзей'. Грандиозным действом музыканты ежегодно вспоминают артистов джаза, которых челябинская сцена, к сожалению, потеряла. Тех, кто ушел из жизни, но навсегда остался в сердцах коллег, поклонников и друзей. Эта печальная, но светлая традиция родилась в Челябинске в 2006 году после смерти легендарного барабанщика 'Уральского диксиленда' Бориса Савина. Американская певица Дениз Перье тогда посвятила ему свой концерт и рассказала гостям вечера, что в мире джаза принято светло вспоминать ушедших, чтобы они радовались вместе с теми, кто их помнит. Флаг подхватили и джазмены южноуральской столицы, они же организовали 14 января 2007 года (в день рождения Бориса Савина) первый концерт 'Памяти друзей'.
Побывав на 10-м концерте памяти звезд джаза, мы вдохновились атмосферой, что витала в зале и решили узнать о челябинском джазе немного больше: поговорили со старожилами жанра, покопались в архивах. Найденным спешим поделиться.
Первый челябинский джаз-бэнд сколотили при фабрике-кухне ЧТЗ
Южноуральская столица 'заболела' джазом одной из первых в Советском Союзе. В Челябинске джаз играли еще в 1932-м году. Отцом жанра у нас стал Анатолий Абрамович Хайкин, родившийся в городе Ишим и долгое время живший в Харькове. Приехав в Челябинск, Анатолий Абрамович некоторое время работал в оркестре Радиокомитета, а в 1932-м году в ресторане 'Гигант' (при фабрике-кухне ЧТЗ) на базе этого оркестра он основал небольшой камерный джаз-бэнд. Кстати, музыкантов для оркестра Хайкин частично привлек из Харькова, где у него осталось много друзей-музыкантов. Творческое десятилетие закончилось для Анатолия Абрамовича трагически — 28 сентября 1942 года Хайкин был арестован и отправлен в карагандинский лагерь, где скончался через год после ареста. Музыкант был реабилитирован в 2000 году, за два года до смерти своего сына — тоже джазового музыканта — Александра Хайкина. Отметим, что Александр играл на саксофоне и кларнете, руководил оркестром и работал в кинотеатре '30 лет ВЛКСМ'. Хайкины — безусловно, первая джазовая династия Челябинска.
На фото: Александр Хайкин (третий слева, держит в руках кларнет) и его оркестр. 1950-е годы.
В Челябинске живет джазовая семья Риккеров
А вот одной из самых больших джазовых династий Челябинска можно назвать семью Риккер. Глава семьи, 61-летний Владимир Фридрихович, с 12-ти лет по 'Голосу Америки' слушал передачи Уиллиса Коновера. Он 'заразился' джазом после того, как ему посчастливилось попасть на концерт биг-бэнда Анатолия Кролла. Сейчас Владимир Риккер — один из самых знаменитых контрабасистов страны, солист ансамбля 'Уральский диксиленд', где играет не менее известный Риккер, правда, уже Виктор. 56-летний музыкант искусно владеет ударными. Наталья Риккер, супруга Виктора Фридриховича — 'хранительница' истории джаза. Являясь музыковедом челябинской филармонии и директором ансамбля 'Уральский диксиленд', Наталья с 2013 года организует в Челябинске Международный музыкальный фестиваль 'Весенний beat'. Она же, к слову, приняла участие в создании энциклопедического справочника 'Джаз в России' под редакцией известного российского теоретика джаза В.Б. Фейертага.
Но и это не все. Продолжатель музыкальной династии — сын Виктора и Натальи Риккер Эдуард. В свои 14 лет молодой человек поет и виртуозно играет на фортепиано, являясь участником уникального челябинского проекта 'Гармония мира'.
Есть даже шутка об этой династии: “Когда на сцену во время концерта или фестиваля приглашается Риккер, в зале встает целый ряд и все 'хором' выходят к зрителю”.
Отметим, что 'Уральский диксиленд' по праву считается одним из самых известных в России ансамблей традиционного джаза. Он был создан талантливейшим трубачем Игорем Бурко в 1969 году. Кстати, барельеф с Игорем Бурко был установлен на Кировке.
На фото: Владимир Риккер. Фото chelyabinsk.ru
В Челябинске успешно гастролировал детский джаз-бэнд
Его основал Владимир Карлович Гошек — музыкант, которому обязаны своим творческим будущим и настоящим сотни челябинцев. Будучи талантливым флейтистом и саксофонистом, Владимир Карлович более 30 лет преподавал в детской школе искусств №5. В начале 1990-х годов Гошек сменил Валерия Семенова: тот уехал в Магнитку. Взявшись за ребятишек, Владимир Гошек создал в Челябинске первый детский джазовый оркестр, чем навек закрепился в истории южноуральского джаза.
А еще Гошек виртуозно играл на фортепиано — все капустники родного коллектива сопровождали его потрясающие выступления. Кстати, он же практически всегда аккомпанировал своим ученикам, не отдавая ребят никому другому. До последних дней жизни Владимир Карлович не только преподавал флейту ('он ее обожал' — хором отмечают друзья музыканта), но и занимался ремонтом этого музыкального инструмента. Со всей страны Владимиру Карловичу присылали сломанные флейты. Он ремонтировал их дома и иногда в школе искусств, где работал большую часть жизни. Не стало человека-оркестра совсем недавно, 28 июля 2016-го года.
На фото: Владимир Карлович Гошек с ученицей.
Именно челябинец написал музыку к фильму 'Мы из джаза'
Анатолий Кролл — джазовый музыкант мирового масштаба, дирижер, композитор, пианист. Родившись в Челябинске, в военном 1943 году, уже к середине 50-х Анатолий Ошерович не мыслил себя без музыки. К началу “хрущовской оттепели” он успевает поработать в Челябинской и Ульяновской филармониях, а в Тульской филармонии даже основать джазовый оркестр.
В 1971 году Кролл переехал работать в московский 'Росконцерт' и в столице организовал оркестр 'Современник', который постоянно принимал участие в культурных событиях джазовой Москвы, да и всей России. Именно с 'Современником' свои первые пластинки записал Юрий Антонов, а несравненная Лариса Долина начала с этим ансамблем сольную карьеру и завоевала любовь зрителя.
Десятью годами позже — в 1981 году режиссер Карен Шахназаров приглашает челябинца Анатолия Кролла поработать над культовой картиной 'Мы из джаза'. В процессе работы Кролл не только пишет всю музыку к фильму, но и исполняет лично фортепианные партии. Кстати, сотрудничество с Шахназаровым позже перерастает в многолетнюю дружбу и такие кинопроекты как 'Зимний вечер в Гаграх', 'Американская дочь', 'День полнолуния' и другие. В каждом из фильмов зритель слышит игру на рояле в исполнении челябинца Анатолия Кролла.
На фото: Анатолий Кролл
В Челябинске зародился известный биг-бэнд Станислава Бережнова
Станислав Бережнов — певец, аккордеонист, джазовый музыкант. Он родился в Копейске, а после войны вместе с мамой переехал в Челябинск. Им дали комнату в деревянной двухэтажке, примыкающей к театру драмы. Там, к слову, впоследствии и трудилась бутафорщиком мама Стаса Бережнова. Мальчик рос на руках у челябинских артистов и потому полюбил искусство. В 12-13 лет отчим Стаса купил трофейный немецкий аккордеон. Когда родители ушли в театр, паренек достал 'трофей' (сам маэстро рассказывал позже, что 'страсть, как хотелось поиграть') и стал подбирать вальс 'Плещут холодные волны'. За этим занятием сына и застали вернувшиеся из театра взрослые. Ругать не стали — поняли, что слух у ребенка феноменальный, и отчим подарил Стасу свой аккордеон. Позже, в 17 лет Станислав впервые увидел ноты — его 'по блату' взяли в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение.
— Через год после Московского международного фестиваля молодёжи и студентов (1957 год), когда некоторая музыкальная информация из-за рубежа стала чуть доступнее нам, несколько молодых челябинцев решили создать небольшой городской оркестрик, чтобы 'поджазовать', — рассказывал позже сайту Chelyabinsk.ru Станислав Бережнов. — Инициатором был Володя Гожий. Мы порепетировали немного, и я предложил результат нашего труда проверить на публике. Решено было провести концерт в актовом зале нашей 10-й школы (ныне школа искусств на Елькина). Зал был полон. Мы сыграли две пьесы, после этого на сцену поднялся наш директор Глеб Константинович Пластинин и самолично закрыл занавес. А потом приказал всем артистам следовать за ним в кабинет. И мы получили разнос: 'Что это вы тут развели буржуазную музыку!?' Мы робко ему говорили про московский фестиваль, но он был непреклонен, а потом, как в 'Семнадцати мгновениях весны': 'А тебя, Бережнов, я попрошу остаться...', и получил я от него сполна за весь тогдашний молодежный джаз.
Отметим, что биг-бэнд Станислава Бережнова сегодня один из самых знаменитых джазовых ансамблей России.
На фото: Станислав Васильевич Бережнов
Первый большой джазовый оркестр в послевоенном Челябинске организовал серб-джазмен, игравший в Берлине
1946 год. В Челябинск приезжает серб Михаил Папашика — дирижер, мультиинструменталист, педагог и аранжировщик, до войны игравший в оркестре Берлина. Каким образом Папашика оказался на Урале, история умалчивает, однако все музыковеды сходятся в одном — его появление в Челябинске открыло ярчайшую страницу в истории южноуральского джаза, ведь Михаил основал здесь первый биг-бэнд (в переводе с английского big-band 'большой джазовый оркестр'). Базировалась 'банда' в кинотеатре 'Кировец'. Сюда были приглашены и герой нашего предыдущего 'пунктика' Станислав Бережнов (играл на аккордеоне и фортепиано), а также Олег Тергалинский — известный контрабасист. Работу биг-бэнда в 50-е и 60-е музыковеды называют одним из пиков в развитии джаза Челябинска.
Михаила Папашика вы разглядите на фото в правом углу (с контрабасом)
В Челябинске зародился фестиваль 'джазового юмора”
Его основал питерский саксофонист, заслуженный артист России Игорь Бутман. По словам Игоря Михайловича, Челябинск — веселый город, где юмор ценят, а музыку любят. Джаз, как музыкальное явление исторически построен на юморе: после работы в полях уставшие люди находили в себе чувство юмора и шли танцевать, играть музыку, петь. 'А главный юморист Челябинска — это 'Уральский Диксиленд'. Столько лет существовать без чувства юмора невозможно', — рассказывал на открытии первого фестиваля джазового юмора Бутман. Небольшое блиц-интервью с Игорем Бутманом вы можете прочесть на страницах нашего сайта прямо сейчас.