31-летняя Ольга Гражданкина из Челябинска — художник, который орудует не кистью, а специальным резцом — штихелем. Резец, в свою очередь, "танцует" не по холсту, а по кускам простого линолеума. Такая техника, ставшая особо популярной в первой половине прошлого века, называется линогравюра.Когда вырезанное изображение готово, Ольга переносит его на бумагу при помощи тяжелого офортного станка. Аппарату уже более пятидесяти лет. Теоретически его могли сдать в металлолом, но он служит искусству и занимает немалый кусок пространства в мастерской печатной графики "Печка" на улице Цвиллинга.
Работы Ольги в технике линогравюра
В уютной "Печке" Ольга работает над своими гравюрами, а заодно учит желающих обращаться со штихелем и линолеумом. "Хорошие новости" зашли в мастерскую художницы, чтобы пообщаться, а заодно сделать на линолеуме оттиск нашего логотипа — супрематической "птички" "Хороших новостей".
Сейчас есть разные типы линолеумов, и для гравюры подойдет не каждый. Я использую тонкий гомогенный. Он не имеет слоев и одинаковый по всей толщине, с ним проще работать, — объясняет Ольга Гражданкина.
Чтобы сделать оттиск логотипа, Ольга красит валиком гравюру офсетной краской на масляной основе – обычно эту краску используют для печати газет и журналов в типографии.
Если смотреть на готовый оттиск сверху-вниз, то слова можно будет прочитать с трудом, ведь буквы "зеркалят", чтобы их можно было перенести на бумагу.
Когда линолеумная заготовка закончена — пора приступить к созданию оттиска с помощью офортного станка. Гравюру помещают на бумагу, накрывают тканью и прокатывают через тяжелый пресс.
Но духи офортного станка не всегда позволяют сделать качественный оттиск с первого раза, — шутит Ольга. — Иногда что-то смажется, сместится, и нужно все переделывать.
Отпечатать логотип "Хороших новостей" удалось только с пятого раза. Но результат радует.
Чтобы освоить линогравюру, а также другие техники печатной графики, Ольга училась в Красноярском государственном художественном институте, в мастерской Г. С. Паштова. В институте девушка изучала множество техник печати: на камне, бумаге, шелке, металле, а диплом защитила по ксилографии – создании гравюр на деревянных досках.
Работы Ольги в технике ксилография - гравюра на деревянной доске
Перед поступлением в Красноярск я училась в челябинском художественном училище. Когда я получила диплом и начала искать работу, у меня появилась ощущение, что я отучилась на волшебника и никому не нужна, — грустно улыбается Ольга, — поэтому я решила продолжить обучение и привнести в Челябинск что-то новое.
Вернувшись в Челябинск Ольга вплотную занялась печатной графикой. Благодаря челябинскому отделению союзу художников России и выигранному на форуме Таврида гранту в 200 000 рублей, ей удалось открыть единственную в Челябинске мастерскую, где занимаются линогравюрой и ксилографией. Сейчас лето, в мастерской Ольга работает одна, и потихоньку набирает учеников на следующий год обучения. Записаться на занятие к Ольге можно в сообществе "Печка".
Для справки. О том, что линолеум можно использовать не только в качестве напольного покрытия, но ещё и для печати, художники поняли в начале ХХ века. Новый материал на основе каучука заинтересовал мастеров, так как линолеум был большого формата и легко поддавался резаку. С помощью линогравюры создавались оттиски афиш, с которых изображение тиражировалось в любом количестве.