34-летняя Татьяна Кудряшова — единственный педагог и художественной руководитель карабашской детской театральной студии студии «Respect». Уже девять лет раз в неделю девушка ездит из Екатеринбурга в Карабаш к детям. Татьяна признается, что хоть и не учит профессиональных актеров, но строго-настрого запрещает им называть свою студию «кружком». У них все серьезно: занятия по сценической речи, движению, акробатике, а если надо — то и по сценическому бою.
Дорога от Екатеринбурга до Карабаша на машине занимает около трех часов. Обычно в багажнике Татьяны едут декорации и костюмы. Девушка вспоминает: первое время добиралась до учеников на общественном транспорте — с учетом всех пересадок выходило порядка шести часов.
— Много было интересных историй, особенно зимой. Не можешь дождаться автобуса, звонишь туда, откуда он должен был выехать, а тебе отвечают: так не выехал, ждите следующий — он через три часа или завтра, — рассказывает Татьяна.
Однако несмотря на трудности, Татьяна все девять лет ни разу не предала свою студию. Проект вырос из детской театральной смены, организованной компанией РМК для детей Карабаша. Татьяна рассказывает, что сначала с ребятами работали ее коллеги — все лето занимались и готовили спектакль, чтобы осенью поехать на фестиваль в Екатеринбург и выступить на настоящей большой сцене.
— Ребята съездили на фестиваль и проект должен был закончиться, но коллеги сказали «стоп»: детям показали, что такое театр, и теперь мы просто их оставим? Проект переформатировали в театральную студию, и нужны были педагоги, которые будут приезжать в Карабаш и проводить занятия, я согласилась, — вспоминает Татьяна.
Сначала Татьяна — по образованию журналист — вела занятия в студии вместе с мужем (уже бывшим), теперь продолжает работу сама. Точнее, говорит, что для нее это даже не работа и не педагогика — скорее сотворчество, иначе бы энтузиазма не хватило. Тем более, что в Екатеринбурге девушка тоже преподает актерское мастерство во Дворце молодежи.
В репертуаре театралов — как полноценные детские спектакли, программы новогодних утренников, так и короткие зарисовки и этюды.
На подготовку премьеры уходит около трех-четырех месяцев — Татьяна отмечает, что дальше детям может стать неинтересно готовиться, потому что для них «самый кайф» — выйти на сцену и представить творчество. Педагог проводит занятия, а ребята взамен становятся настоящими друзьями и тоже чему-то учат педагога.
— Они учат меня смелости, умению отстаивать свои границы и искренности. По окончании 9-11 классов большинство ребят ждет самостоятельный путь в больших городах. Это очень стрессовая история. Не все готовы переезжать и вступать во взрослую самостоятельную жизнь, а у этих ребят нет выбора. И когда мы с ними приезжаем в Екатеринбург на мероприятия и фестивали, я вижу, как им все это интересно, но большой город как будто «выпивает» из них энергию, представляю, что с ними происходит на первом курсе. Но они все к этому стремятся, и это очень здорово, — объясняет Татьяна.
Еще худрук признается, что многим ребятам приходится отстаивать свое увлечение, когда в школе не одобряют их занятия в театральной студии (педагоги могут сказать «посмотрим, какие спектакли ты на экзамене поиграешь»). Татьяна говорит, что ее такие высказывания шокируют, а ребята, напротив, находят, что ответить, и могут постоять за себя.
— Ребята очень трогательные. Как бы грустно это ни звучало, они имеют меньше благ, чем дети больших городов, и поэтому не то что более человечные — дети все прекрасные, — но замечают больше доброго в этом мире, — говорит Татьяна.
Педагог признается, что зачастую даже отговаривает выпускников от поступления на актерские специальности — потому что они «могут забрать гораздо больше, чем дать». Но детский театр нужен: он помогает раскрыться, стать сильнее и увереннее.
— Сейчас дети — в любом городе — часто сталкиваются с тем, что их мнение не имеет значения. Поэтому единственная моя цель — чтобы они чувствовали себя значимыми, красивыми, уверенными. В жизни не всегда уверенно себя чувствуешь, даже когда ты большой, — говорит Татьяна.
При этом скидку на возраст или маленький городок худрук ребятам не дает, они в студии учатся серьезно: им ставят голос, дикцию, движения — чтобы на итоговом спектакле «кайфовали» не только юные актеры, но и зритель. Хотя, бывает так, что и педагог, и дети одинаково «не сильны» в чем-то, но Татьяна не считает это большим просчетом.
— У нас нет как таковых занятий по четкому расписанию «сегодня с двух до пяти сцендвижение». Если мы понимаем, что для определенного этюда или решения в спектакле нам понадобится сценический бой — значит, мы его осваиваем в том размере, в котором он нам нужен. У нас есть занятия по хореографии, в которой мы с ребятами, кажется, одинаково не сильны, но от этого процесс становится еще более смешным и прекрасным, — рассказывает Татьяна.
Сейчас в основном составе студии занимается чуть более 20 человек, осенью Татьяна планирует открывать новый набор. Педагог признается, что в карабашской студии не делит детей на группы по возрастам — пятиклассники и 11-классники занимаются вместе, старшие уже «заботятся» о младших, курируют их. Так формируется целое комьюнити, которое каждый год прирастает новыми актерами и зрителями — друзьями, родителями, бабушками и дедушками.