Спецпроект «Подземный горизонт»: каково работать на глубине 400 метров и почему невозможно потеряться в шахте
Рудник «Чебачье» расположен в Верхнеуральском районе Челябинской области. Каждый месяц там добывают около 70 тысяч тонн медного колчедана — это 1,5 веса Титаника при полной загрузке. Всего на руднике «Александринской горно-рудной компании» работают 450 человек, из которых 380 регулярно спускаются в недра земли и отрабатывают 12-часовые смены на подземных горизонтах. «Хорошие новости» тоже ушли на глубину 130-этажного небоскреба и узнали, как работают южноуральские шахтеры и почему взрывчаткой в шахте заведуют женщины.
Подготовка и спуск
Прежде чем спуститься под землю, нужно пройти медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности и экипироваться. Стандартное «обмундирование» шахтера — это теплое нательное белье (штаны и кофта с длинными рукавами), портянки или носки, верхняя непромокаемая форма (штаны и куртка), зеленый жилет, каска, резиновые сапоги, перчатки и главное — респиратор, защищающий от мельчайших частиц породы, которые стоят в воздухе. Всего за три часа под землей он станет ощутимо серым.
Кроме того, перед спуском каждому сотруднику выдают «под роспись» фонарь со специальным датчиком — он крепится на поясе, фонарь цепляется на каску, чтобы освободить руки. Благодаря датчику, диспетчер на поверхности в реальном времени следит за местоположением каждого шахтера. Номер фонаря регистрируется — сколько устройств взято, столько человек и должно быть спущено в шахту, а затем поднято на поверхность.
На случай экстренных ситуаций у каждого шахтера есть с собой надетый через плечо трехкилограммовый «самоспасатель». Это небольшой короб с зажимом для носа, очками, респиратором и баллончиком со специальным порошком – «дыхательной смесью». При выдохе в смеси запускается химическая реакция с выделением кислорода. Говорят, живительного газа хватит часа на четыре, если, конечно, не паниковать и спокойно дожидаться подмоги. Или на час активной ходьбы.
На месторождении «Чебачье» глубоко под землю — на 400 с лишним метров — уходят два шахтных ствола. Один из них используется для спуска и подъема людей и грузов, другой — для доставки руды на поверхность. В обоих стволах установлены подъемные машины: в одном — для людей и грузов, в другом — для добытой руды. Шахтеры спускаются и поднимаются в лифте, рассчитанном на 18 человек. В среднем в смену на подземных работах заняты 60 человек. По словам горняков, оператора подъемной машины ни за что в жизни не допустят работать с людьми, если он как следует не «набьет руку» на грузах. По сути, оператор подъемной машины — это лифтер 80 уровня, и от его навыков зависят жизни людей.
Клеть, которая спускает на подземные горизонты — открытая, но ничего, кроме породы и стекающей по шахтному стволу воды, во время передвижения увидеть нельзя. Спуск до «Горизонта 400» длится около пяти минут, причем чем ближе к поверхности, тем сильнее становится гул подъемной машины.
Впрочем, бывалые горянки этого гула уже не замечают. Обычный шахтер Александринской горно-рудной компании — это мужчина лет 35-ти и старше, характер нордический, выдержанный, они хорошо обучены, прошли стажировки, имеют опыт обращения с техникой.
— В шахте могут быть опасности — обрушение, прорывы воды, выбросы газа. Но самой большой опасностью могут быть необученные люди. У нас таких нет. Если правильно настроить все системы, они будут работать отлично. Кроме того, в шахте каждый обучен своему делу и отвечает за свой вид деятельности: один возит, другой грузит, третий задает направление, — говорит главный инженер рудника Алексей Печенкин.
За безопасностью сотрудников следят не только датчики, но и ответственные специалисты. Местные называют диспетчерскую «сердцем рудника», потому что именно туда «стекается» вся информация о работе: сколько человек находятся под землей и где конкретно (вспомните про фонари с датчиком), где работает техника, какой объем породы взорван, сколько доставлено на подземный склад, сколько поднято на поверхность, и даже какой объём воды откачан из шахты. Эти сведения суммируются за 12 часов — столько длится смена.
К слову, по-настоящему потеряться в ответвлениях шахты не получится: основные «коридоры» подсвечиваются диодными лампами, а для индивидуальной подсветки используется все тот же личный фонарь, работающий в дальнем режиме и ближнем — чтобы не «слепить» глаза.
На случай, если трудности все-таки возникают, под землей есть телефоны для связи с диспетчером. Они хоть и имеют «винтажную» конструкцию с крутящимся диском, зато совершенно неубиваемые, выдерживают проверку пылью и временем.
Техника
Самый большой автопогрузчик рудника имеет ковш емкостью 17 тонн и управляется… при помощью джойстика. Его оператор Василий Шумилов, говорит, что прекрасно чувствует движение машины и управлять ей можно почти изящно — четырьмя пальцами.
Другой гигант, работающий на руднике — шахтный самосвал Minetruck MT2200 шведского производства. За раз способен загрузить 22 тонны породы. Для безопасности у машины есть камера заднего вида, мощные компрессорные тормоза, сигнальные огни и целый ряд важных функций, а для удобства водителя — кабина с низким уровнем шума, контролем температуры и качества воздуха.
Главный инженер говорит, что в современной шахте всё решает техника: большим мальчикам — большие машины.
— Здесь в основном работа с техникой, а кому нравится работа с техникой? Мужикам. Женщины у нас — геологи, маркшейдеры (горные инженеры, планирующие подземные выработки — прим. ред.). Именно женщины раздают взрывчатку (есть такая профессия: раздатчик ВМ — взрывных материалов, прим. ред.). Потому что женщины очень ответственные и аккуратные, — говорит Алексей Печенкин.
Несмотря на то, что вместо кирки современный шахтер держит в руках джойстик, управляющий специальной техникой, суточная норма питания для шахтеров — 3-4 тысячи килокалорий. Для сравнения, офисным работникам в их крутящихся креслах требуется на тысячу ккал меньше. Оно и понятно, даже если ты три часа просто ходишь по шахте с трехкилограммовым самоспасателем через плечо, все равно расходуешь уйму энергии.
Парк подземной спецтехники рудника «Чебачье» насчитывает около трёх десятков различных машин. Это буровые установки, погрузочно-доставочные машины (ПДМ) различной грузоподъёмности, шахтные самосвалы, миксеры, подъёмники и прочие. Размеры — самые разные: наиболее крупные единицы в длину превышают 13 метров, но при этом могут разворачиваться с небольшим радиусом и вообще достаточно маневренно передвигаться по веткам шахты. Коридоры рудника тоже немаленькие — в высоту четыре метра, не ниже, а в некоторых местах — все 60.
Кстати, есть у шахтеров и свои приметы: например, они берут с собой ключи, чтобы «точно вернуться домой» и не бреются «в смены». Алексей Печенкин рассказывает, что раньше, когда был рядовым шахтером, и сам не брился по пять дней, хотя домашние ругались. Что будет, если примету не соблюдать, инженер не рассказывает — говорит, сам уже и не знает. А вот к каске каждый работник рудника относится с особенным трепетом: ее меняют только после износа, иначе не принято. Каска Алексея Печенкина служит ему уже 16 лет и прослужит еще.
Для справки
Месторождение медно-колчеданных руд «Чебачье» («Александринская горно-рудная компания», входит в группу «РМК») открыто в 1944 году. Его отработка началась в 2013-м году. С тех пор там добыли более 7 миллионов тонн руды. Добыча идет буровзрывным способом, то есть, сначала в каменной стене бурят специальные скважины, потом закладывают туда взрывчатку. После взрыва разрушенный монолит и становится рудой.
Чтобы избежать провалов поверхности выработанные пустоты укрепляют и закладывают пустой породой, грубо говоря, камнями, скреплёнными специальным раствором.
Добытая руда на погрузочно-доставочных машинах доставляется к подземному пункту дробления, оттуда по конвейеру попадает бункер-накопитель, загружается в скип (подъёмный сосуд для транспортирования полезного ископаемого и породы) и поднимается на склад на поверхности. Дальше руду грузят в огромные 50-тонные самосвалы-автопоезда и отправляют на обогатительную фабрику, которая находится в 119 километрах от рудника.
Сейчас на руднике «Чебачье» активная добыча идёт на горизонтах глубиной 335, 365 и 400 метров. Кроме того, специалисты рудника готовятся к покорению новой отметки — разрабатывают горизонт «420». Добычу на нём планируется начать через два года.