Сегодня наш рассказ о светлой стороне черной металлургии — об искусстве, артефактах и всяких дивных сокровищах, непосредственно не связанных с повесткой рабочего дня.
Если идти пешком по всему металлургическому комбинату и делать один снимок в минуту, репортаж займет около восьми месяцев, поэтому мы сразу начали с музея: здесь время и пространство сжаты, рассортированы и упрятаны за витринное стекло. Хотя Сергей Лебедев, смотритель музея, мог бы рассказывать о вверенном ему хозяйстве даже не месяцы — годы.
День в музее
Каждый пятый снаряд, каждый третий танк, каждый третий боевой самолет Великой Отечественной — это челябинская сталь.
Магнитка давала броню, мы — металл для “сердец”, для моторов. Первый (и, может, главный) зал музея посвящен войне.
— Вот что я вам сначала покажу. Это самая старая лопата на предприятии. С лопат все начинается, любая стройка. А Челябинскому металлургическому уже 72 года, — рассказывает и показывает Сергей Лебедев.
Есть в музее челябинских металлургов и кусок немецкой стали…
Без уральских сталеваров не было бы ни космической, ни ядерной программы. На фото слева пластина несгораемой оболочки космолета “Буран”, справа — фрагмент контейнера для ядерных отходов.
Слева — действующая модель доменной печи, справа — макет конвертера, получающего сталь из чугуна.
Довольно нетипичная для “Мечела” продукция. В непростые времена, в те самые лихие девяностые, завод закупил комплекты для сборки телевизоров и видеомагнитофонов корпорации Toshiba. Аппаратура славится надежностью, повсеместно встречаются вполне работоспособные экземпляры. А вилки и ложки ЦСП (цеха столовых приборов) есть даже в Букингемском дворце у английской королевы.
Примечательно, что практически с момента основания завод поставляет чугун для знаменитых на весь мир каслинских скульптур и статуэток.
Любопытная штуковина принадлежала руководителю предприятия Тищенко. В Великую Отечественную Олег Иванович партизанил, и скрытные маневры применял даже после войны. Бывало, наряжался простым слесарем или сталеваром, и гулял по цехам, оценивал работу завода. Потом раздавал пряники и кнуты, но при этом уже обязательно представлялся.
А на этом экспонате можно экскурсию и заканчивать. На фото видно, как президент Путин жмет символическую кнопку и запускает новый комплекс по производству нержавейки. Кнопку перенесли в музей: загадай желание, нажми и обязательно сбудется. Правда, исполнять будет, скорее всего, не Владимир Владимирович.
В основном посетители музея — школяры и студенты. Но в обязательном порядке посещают экспозицию и управленцы, проходящие переподготовку. Всего 25000 единиц хранения: вещи, документы, фотографии… Кое-что не видела много лет ни одна живая душа, но... еще не вечер, как говорится.
Под открытым мирным небом
Самые “габаритные” экспонаты недавно стали размещать прямо на улице. Экспозиция. в отличие от той, что под крышей, исключительно мирная.
Эти рельсы производят на том прокатном стане, который открывал Медведев. Что особенного, спросите? Полная длина 100 метров! По ним пойдут высокоскоростные поезда будущего (да, которые разгоняются до 350 км/ч), вроде “Сапсана”.
Изделие “работает” оградкой в музее ЧМК под открытым небом. На самом деле, все сто метров даже не уместились на площадку перед проходной (это местный Арбат). Пришлось отрезать почти четверть. Представьте, каково тащить такой длинномер через заводские ворота. На фото справа: один стометровый рельс получается из этой заготовки (на фото их четыре штуки).
По красоте
Если не представляете размеры современных заводов и “22 квадратных километра” вам ни о чем не говорят, просто пара чисел к сведению: здесь работают больше двух десятков столовых, в которых обедают 17 000 человек. И эти тысячи не только льют металл, но и разбивают сады, даже конкурсы озеленителей в цехах проводят.
Как на грех выпал снег, сады припорошило, зато жизнерадостно торчат скульптуры и памятники. По всей этой красоте мы проезжаем на заводской “Газельке”.
Цех ремонта металлургического оборудования поставил вежливого слесаря (мастер на все руки: и кувалдой может, и горелкой, да еще и радостно приветствует коллег, приподнимая кепку). Компанию работяге составляет попугай-терминатор занимающийся, судя по штангенциркулю, более точным и квалифицированным трудом.
В столовую сотрудники УЖДТ деловито семенят мимо паровозной инсталляции.
Сведущие в оружии читатели сразу вычислят: судя по амуниции, это памятник воину-защитнику Ленинграда. Действительно, так и есть. Еще, говорят, стоял рядом бронзовый Иосиф Виссарионович, но как только началась петрушка с развенчанием культа личности, его убрали.
Таблички с названиями заводских улиц — тоже своего рода арт-объект. Имена раздали в честь семидесятилетия комбината, и теперь “у нас тут селфи-зона, практически, — люди очень любят фотографироваться с табличками”. Кстати, таким макаром получилось, что в Челябинске стало две улицы Сталеваров — одна “настоящая”, городская, другая “младшая”, на предприятии.
Не прощаемся
Скорее всего, дорогой читатель, ты через проходную ЧМК никогда не пройдешь (если только сам не металлург), так что арт-объекты комбината увидишь только на фотографиях. Но самое интересное, конечно, это собственно труд сталеваров: раскаленный металл, жар сердец и прищур глаз, смотрящих на белесые искры. Мы не прощаемся и обязательно вернемся, чтобы затем рассказать об этом всем тебе.
За невероятно увлекательную экскурсию благодарим руководство ОАО 'Мечел', пресс-службу предприятия и хранителя музея Сергея Лебедева.