Спецпроект

Как в Челябинске печатали книги, которые читала вся страна: интересные факты о Южно-Уральском книжном издательстве

Прослушать статью
Как в Челябинске печатали книги, которые читала вся страна: интересные факты о Южно-Уральском книжном издательстве

В 1935-м году в Челябинске было образовано одно из крупнейших на Урале издательств, сыгравших огромную роль в книгоиздательском деле страны – Южно-Уральское книжное издательство (ЮУКИ).

За годы работы издательство напечатало множество книги, некоторые из которых сегодня являются библиографической редкостью. «Хорошие новости» расскажут о легендарном издательстве и его книгах.

С чего все начиналось?

Первое название издательства – «Челябгиз». До сих пор можно найти книги с этой аббревиатурой на титульном листе. В «Челябгизе» печатались не только художественные книги, но и политические, учебные, краеведческие. Какая из книг издательства стала самой первой, доподлинно неизвестно. Возможно, ей стала книжка с воспоминаниями большевика С. Осокина «1905 год в Челябинске». Также одни из первых изданий –  сборник произведений членов литературного кружка ЧТЗ «Первые звенья» и очерки писателя Виталия Бианки «В гостях у челябинцев».

В своей книге Бианки поделился впечатлениями о нашей области, которую он посетил в 1935 году с целью сбора материалов. В сборник вошли пять рассказов: «Под землей», «Ласковое озеро Сарыкуль», «Над землей», «Рябчик» и «Цветная ночь». Сейчас этот сборник не найти, а рассказы вошли в четырехтомное собрание сочинений Бианки (Ленинград, 1973. Т. 2).

В Челябинской областной универсальной научной библиотеке (ЧОУНБ) сохранились и другие книги, входящие в число первых отпечатанных в Южно-Уральском книжном издательстве. К их числу относятся сборник произведений челябинского писателя А. Г. Туркина, исследование Г. И. Исупова о состоянии и перспективах развития черной металлургии в на Южном Урале в 30-е годы, а также политические брошюры и сборники с произведениями уральских писателей.

Но настоящим хитом, который издается до сих пор, стала сказка «Базар» Василия Кузнецова. Челябинское издательство напечатало ее в 1935 году. Поэт-самоучка из-под Еткуля не собирался ее издавать и написал сказку для сына, но она покорила всю страну.

В годы Великой Отечественной войны челябинский артист Петр Кулешов в составе фронтовой бригады артистов читал бойцам подаренную ему автором книгу в перерывах между боями. Сказка так нравилась солдатам, что они переписывали ее и отправляли с фронта своим детям. К сожалению, первое издание книги не сохранилось, но она издается и есть в электронном виде.

Издательство прямо в квартире 

Первым директором издательства стал латышский поэт и редактор журнала «Целтнэ» Эдуард Адамович Шиллер, а штат сотрудников состоял всего из шести человек. Считается, что Шиллер стал тем, в ком нуждалось литературное сообщество.

Отметим, что до середины 1930-х годов большая часть челябинской печатной продукции издавалась в Свердловске, однако в те годы в столице Южного Урала уже постепенно набирала свои обороты деятельность «Челябгиз».

Первый литературный редактор издательства Борис Владимирович Кинд вспоминал: 

«Чтобы не терять времени, мы решили на первых порах разместиться в моей квартире на улице Елькина. Уладив “дипломатические отношения” с женой, я на деревянных воротах частного дома поместил написанную от руки вывеску: “Книжное издательство”. Вместе с Шиллером мы составили тематический план, финансовую смету, их утвердили, где положено. Нам открыли текущий счет в банке. И вот в издательство потянулись авторы. Входя в сени, даже терялись: “Сюда ли попал?”. Но жена, встречая гостей, иной раз с ведром и половой тряпкой в руках, ободряла: “Проходите, проходите, не стесняйтесь. Издательство здесь. Вас ждут”».

В 1930-е годы издательство выпускало по 30 наименований книг и брошюр ежегодно, хоть и срывало плановые показатели (в 1936 году из 18 изданий художественной литературы вышло 6, из 13 партийных – 9, из 13 по сельскому хозяйству – 2). Но в годы Великой Отечественной Войны объем продукции возрос до 200 названий. Это были художественные произведения Л. Никулина, М. Шагинян, Ф. Панферова, А. Яшина, С. Орлова, а также поэтические сборники М. Львова и Л. Татьяничевой. 

Самыми популярными экземплярами были книги уральских писателей о героях-земляках.

В 1950-е годы выпуск литературы снова сократился, издавали в основном брошюры о передовом опыте в сельском хозяйстве, металлургии и партийном руководстве. 

Мастера-иллюстраторы 

Особенную роль в Южно-Уральском книжном издательстве играли иллюстрации. Многие книги украшали работы челябинских художников-графиков и живописцев: Валентины Челинцовой (В. Пистоленко «Товарищи» и сказки А. С. Пушкина), Николая Аникина (К. Скворцов «Западная трибуна; Курчатов»), Михаила Ткачева (В. Кузнецов «Рыжик»). Ткачев долгое время работал художником-оформителем и фоторепортером в редакциях газет «Ленинские искры», «Сталинская смена» и «Челябинский рабочий». В годы войны он рисовал плакаты на антифашистские темы, а после возвращения в родные края переключился на графическую технику монотипии.

Другими именитыми советскими иллюстраторами выступали, например, художники Николай и Генриетта Бурмагины, творчество которых стало своеобразной визитной карточкой вологодской графики. Для Южно-Уральского книжного издательства супруги проиллюстрировали «Мужицкий сказ о Ленине» Лидии Сейфуллиной и «Охонины брови» Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Но наибольшую известность приобрел непревзойденный Дмитрий Федорович Фехнер. 

Будущий мастер книжной иллюстрации родился 4 апреля 1897 года в селе Грузди Шавельского уезда Ковенской губернии (в настоящий момент – территория Литвы). Волею судьбы, Революции и Гражданской войны Фехнер очутился на Южном Урале и остался жить в Челябинске.

На вопрос, почему же он не отправился с таким талантищем в Москву или Ленинград, М. Ф. Фехнер отвечал: «…сперва было некуда, потом прижился, понравилась природа».

В своих работах Фехнер изображал современный ему Челябинск с его заводами, памятными местами и удивительно живописными окрестностями. Все его творчество пронизано любовью к Южному Уралу – создается ощущение, что такие работы мог создавать только уроженец и коренной житель региона. Графика Фехнера сочетает в себе небывалое мастерство и реалистичность, широкому кругу имя автора знакомо именно по серии цветных гравюр на линолеуме «Южный Урал», изданной Южно-Уральским книжным издательством в 1950 году.

Вам может показаться, что в альбоме с гравюрами нет ничего удивительного, но посмотрите, как он выглядит по сравнению с книгой обычного формата

Рассвет и закат издательства 

В 1960-1970-е годы в издательстве вновь выросли тиражи, а коллектив стал насчитывать порядка 40 человек опытных специалистов. К 80-м годам значительно увеличился выпуск подарочных изданий, различных книжных серий, а также сборники «Каменный пояс», «Уральский библиофил» и краеведческий «Рифей».

Продолжала выпускаться и художественная литература. Одними из самых многотиражных стали трилогия Евгения Федорова «Каменный Пояс» и эпопея «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, повествующая о событиях Великой Отечественной войны

В 1990-е издательство обратилось к учебно-познавательной и справочной литературе, краеведческим альбомам, а также книгам по истории и культуре Урала. Одной из самых известных книг стал фотоальбом «Ильменский заповедник», в который вошли работы фотографа Н. Н. Дельвина.

В Челябинской областной универсальной научной библиотеке можно найти даже таких малюток

На сегодняшний день издательство прекратило свою деятельность. Тем не менее отдельные экземпляры книг даже можно купить.Например, в букинистических лавках Челябинска. «Хорошие новости» в одном из магазинов нашли издание Максима Горького 1947 года и сборник произведений советских писателей с названием «Урал грозный».

Редакция благодарит Челябинскую областную научную публичную библиотеку за помощь при подготовке материала

Похожие новости:

Читайте также: