Главред на проводе: сегодня утреннюю историю о том, как родился миф о бабке Таганайке вам расскажет главный редактор "Хороших новостей" Александр Олексюк.
Три дня бродили в национальном парке "Таганай": по верхней тропе дошли до метеостанции, там познакомились с котом Василием и смотрителем этого горного маяка — Сергеем, переночевали и через приют "Таганай" спустились с небес на землю по нижней тропе. Хорошо было.
Среди прочего узнал, что Киалимская бабка — вовсе не призрак, о котором мне рассказывали еще лет 15 назад, а вполне себе реальный человек, правда, уже умерший. А дело вот в чем. По Уралу ходит легенда в разных вариациях о таинственной "хозяйке медной горы" — Киалимской бабке или как ее еще называют — Бабке-Таганайке. Дескать, бродит по горным хребтам привидение, которое в образе старухи является досужим туристам, пугает их, заставляет плутать и падать со скал. Реальность же такова, что по дороге на Метеостанцию есть приют "Киалимский кордон", расположенный на берегу реки Большой Киалим. До конца 1950-х годов там значилась деревня углежогов Верхние Киалимские печи. Даже, скорее, не деревня, а полноценный поселок с сотней дворов, больницей и собственной школой, она, кстати, на одном из фото и сейчас в ней обитают инспектора приюта. К середине ХХ века Верхние Киалимские печи "остыли" — деревня приказала кланяться и долго жить — дорога туда заросла, люди разъехались.
От цивилизации углежогов осталась одна только школа, в которой проживает инспектор Эдик. Он позвал нас в гости, где показал спартанский быт дежурного по приюту (дежурные стоят в наряде по две недели, а потом меняются). Продемонстрировал и небольшую экспозицию: фотокарточки были приклеены к обоям над кроватью и по большей части рассказывали об истории кордона. Вот бравые углежоги в 1930-е, вот черно-белые бородатые туристы обнимают изгиб гитары желтой, а вот — портрет какой-то пожилой женщины.
— А это кто? — спрашиваю у Эдуарда.
— А это последняя жительница деревни. Когда тут уже ничего не было, она проживала в своей избе, здесь, например, — Эдик показал в окно, — был ее огород.
Стало понятно, как родилась легенда и почему она имела вполне рациональное основание. Можно себе представить ужас туристов: глухой лес, тишина, камни, елки, где-то рядом ходят медведи, турист пыхтит по горной тропе с рюкзачком, как вдруг из-за дерева появляется старушка с клюкой. "Здравствуй милый человек, Бог в помощь", — говорит и — опа — растворяется в тумане, как тот призрак, или за камень заходит. Пошла на свой огород убирать картошку или лучок. Турист после такой встречи если и останется в своем уме, то жуткую историю о бабке-таганайке будет рассказывать при каждом удобном случае... Так что, ничего удивительного.
Померла уж, конечно, старушка, а легенда живет.
К слову, ее сын — уже тоже пожилой человек — до недавних пор трудился смотрителем на Киалимском кордоне, тоже из окна на свой огород глядел. Но потом из-за проблем со здоровьем перешел работать поближе к цивилизации: все ж, до этого кордона не любой квардроцикл доедет, глушь страшная, случись чего — помочь смогут только медведи, да лоси.
Ну а вообще, Таганай безмерно хорош. Всем рекомендую там ходить-бродить. Сухарей насушите, сала шмат в рюкзак бросьте и вперед — по верхней тропе 25 километров до метеостанции. Главное палку какую-нибудь взять — опираться на нее, как на посох — и сапоги резиновые.