Новости

Монтажник Николай Безверхов: «Земля вращается. Теперь я это точно знаю»

Прослушать статью
Монтажник Николай Безверхов: «Земля вращается. Теперь я это точно знаю»

Сегодня утреннюю историю рассказывает монтажник из Магнитогорска Николай Безверхов – о секретной командировке на Байконур:

В 1965-ом году начальство внезапно объявило о том, что отправляет меня в командировку. Куда – сразу не сказали. А я только полгода как женился. В особом отделе у меня и ещё пятерых товарищей взяли подписку о неразглашении государственной тайны. Нам предстояла работа на секретном объекте. Мы отправились на Байконур, на монтаж кранов для космической станции «Союз».

Всех привезли в барак, дали дневального, почти как в армии. Утром мы приехали на объект, смотрим – «Сигара» стоит. Ее запустили. Земля начала шевелиться под ногами. Ракета взлетела вертикально: смотришь и понимаешь, что земля вместе с тобою движется. И рев такой, что уши закладывает. 

Так мы посмотрели три запуска. Потом готовили корпус для «Союза-1». Представьте: огромное здание, стоял каркас, а нам предстояло смонтировать грузоподъемные краны. Корпус был высотой около 60 метров: три пролета по двенадцать метров. Перед монтажом нужно было протянуть леер (трос для безопасности передвижения по конструкциям). Мы проработали на Байконуре два с половиной месяца. Потом я стал говорить с руководством о том, что мне пора на Урал, скоро жена рожает. Меня отпустили, и я успел к своей Галине. Приехал, и в этот же день родилась наша дочка Света.

А 18 марта 1965 года был очередной запуск ракеты. Уже через час после запуска поступило сообщение от ТАСС из Москвы, что запущен космический корабль с космонавта ми на борту: Леоновым и Беляевым. Когда космонавты приземлились, прибыли на первую площадку, откуда стартовали. Нас пригласили на митинг – на нем было не больше 40 человек. На трибуну вышли Королев, Гагарин и Беляев с Леоновым. Королев поблагодарил всех за успешный запуск и полёт корабля, потом Гагарин сказал, что ребята большие молодцы, вышли в открытый космос. Леонов и Беляев говорили немного, они были слабы, их вели под руки, так как они еще не адаптировались после полета.

Государственную тайну нам пришлось хранить еще 10 лет, и даже самым близким нельзя было рассказать ни слова о том, где мы были. Потом меня снова звали в командировку на Байконур, но я отказался. Семья для меня всегда была важней любой работы. Мы воспитали дочь и сына, у нас три внучки, один внук и уже два правнука. 

Похожие новости:

Читайте также: