Сокращать слова русские люди начали уже давно. В армии и флоте Петра I служили боцманматы и генерал-пленипотенциар-кригскомиссары. В советское время с огромным энтузиазмом сокращались вообще все названия, которым не повезло состоять больше, чем из одного слова. Эта традиция подарила нам незабываемых ЗамКомПоМОРДЕ (заместитель командующего по морским делам) и шкрабов (школьных работников). Да и сейчас мы не утратили способность так подобрать и расставить слова в названии, чтобы его аббревиатура смогла развеселить каждого.
Мы собрали самые выдающиеся аббревиатуры, которые смогли отыскать на вывесках Челябинска и окрестностей. Предупреждаем, что некоторых учреждений, контор и управлений уже нет и в помине, так что, отнеситесь к ним, как к филологическим артефактам.
Начнем, пожалуй, с длинных аббревиатур. Во-первых, это ГМЛПУЗ – Государственное медицинское лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения. Произнёс вслух, и как-то уже не так страшно за своё здоровье. По крайней мере, если получилось, значит с дикцией всё в порядке. Можно ещё потренироваться на ЧИППКРО – Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников, и ЮУНИИПОКе – Южно-уральском научно-исследовательском институте плодоовощеводства и картофелеводства.
Есть еще пара сокращений, сочетание букв которых настолько благозвучны, что их не стыдно произнести в обществе. На наш взгляд, они заслуживают того, чтобы войти в повседневный обиход наравне с вузом и гумом. Это ЧПАТО и ОГАЧО. За первым скрывается Челябинское пассажирское автотранспортное объединение, а за вторым – Объединённый государственный архив Челябинской области.
Дальше — два сокращения, которым не хватило по букве, чтобы стать полноценными словами. Кстати, посетить обе эти организации совсем не сложно. Например, чтобы попасть в почти подчинительный союз ЧТОБ, достаточно купить билет в Челябинский театр оперы и балета имени М.И. Глинки. А вот для того, чтобы "попасть на шабаш" в учреждение под названием ЧРТ, следует поступить в Челябинский радиотехнический техникум.
Самые известные и часто смешные аббревиатуры принадлежат, как правило, вузам. В Челябинске особенно отличился съедобный ЧИПС – Челябинский институт путей сообщения. Не отстаёт от него УралГУФК – Уральский государственный университет физической культуры, своим названием напоминающий о мультяшном псе Гуффи. А раньше учебное заведение было академией, и даже немного лаяло (УралГАФК). А вот Южно-уральскому институту управления и экономики не повезло, его аббревиатура очень труднопроизносима и состоит из одних гласных: ЮУИУиЭ.
Не только серьёзным вузам достаются нелепые аббревиатуры, иногда эта участь постигает даже самые серьёзные научные дисциплины, которые преподают в челябинских учебных заведениях. Например, для студентов математических специальностей численные методы обработки навсегда останутся ЧМО, а теория языков программирования запомнится как ТЯП. Пожалуй, самую нелестную аббревиатуру делят современный русский язык и словарь сокращений русского языка. Оба они числятся как СРЯ.
Далее в нашем филологическом лукошке — аббревиатуры, произнесение которых навевает мысли о шедеврах литературы. Сочные слова ВОХР (военизированная охрана) и КГОК (Кыштымский горно-обогатительный комбинат) вполне могли стать именами героев стихотворения про Бандерлока из сказки «Алиса в стране чудес» Льюэса Кэролла. А о Тургеневе вспоминает, пожалуй, каждый, кто сталкивается с компанией «Металлическая мебель Урал» (ММУ).
Имеются и перлы от науки. Аббревиатура типовой учебной программы дисциплины, сокращённо ТУПД, как бы намекает на уровень интеллектуальности входящих в эту самую программу заданий. И, пожалуй, только участники временного научно-исследовательского коллектива способны ВНИКнуть во все тонкости этого документа.
А как вам две ласкающие слух аббревиатуры. Конечно, кому бы не хотелось ощущать дуновение лёгкого БРИЗа (бюро по рационализации и изобретательства), и улыбаться в камеру фотоаппарата со словом ЧИЗ. За последнее сочетание букв борются сразу два завода: Челябинский инструментальный завод и почему-то челябинский завод измерительных приборов.
Кроме того, виртуальный диалог ведут две организации, относящиеся к сфере культуры. «ЧОСА?» - как будто с раздражением посредством своей аббревиатуры спрашивает Челябинское отделение союза архитекторов. ЦДНИЧО — отвечает ему Центр документации новейшей истории Челябинской области. АПЧО - то ли тоже отвечает, то ли не может сдержать первые проявления простуды случайно вмешавшаяся в диалог Адвокатская палата Челябинской области.
Текст: Анна Напольских