Диалог

Аско Алои: "Езиды переживают 74-й геноцид и при этом остаются миролюбивым народом"

Аско Алои: "Езиды переживают 74-й геноцид и при этом остаются миролюбивым народом"

Представитель одной из самых малочисленных диаспор Челябинска — езид Аско Алои — рассказал "Хорошим новостям" о наиболее известных езидах, процитировал Пушкина и признался, почему его народ сначала молится за всех, а потом за себя. 

Вы знали, что в Челябиснке работает  Езидский Национальный Культурный Центр? Несколько лет назад его вместе с соратниками организовал Аско Николаевич Алои. Задача стояла следующая: объединить, пожалуй, одну из самых немногочисленных диаспор Южного Урала, чтобы сохранить идентичность и совместными усилями помогать езидам, угнетаемым террористами в Ираке. Но, кто такие езиды? Что они из себя представляют и чем отличаются от других ближневосточных народов? Спросить об этом мы отправились в гости к Аско Николаевичу в его вотчину. Со свойственным восточным людям гостеприимством Аско напоил нас чаем, показал книги и признался, что сегодня его народ переживает 74-й за многовековую историю геноцид.

 

Что за картины на стенах центра?

— Это уникальные исторические фотографии — они были черно-белыми, но мы их обработали и сделали в цвете. Нам помогли их сделать езиды из Омска и Грузии. Мы в тесном контакте с представителями нашего народа по всей России и за рубежом. Много езидов проживает в Грузии, Армении — туда я, кстати, недавно сам ездил на празднование дня храма “Зиярата Эздия”. У нас в Центре есть книга о главном храме езидов Лалиш — мне ее подарили здесь, в Челябинске южноуральские археологи и фотографы, что участвовали в создании книги. А к Армении у меня самые теплые чувства — я там родился, учился, знаю армянский язык. 

О том, что в Челябинске есть Езидский национальный культурный центр, мы, признаться, узнали сравнительно недавно. Сколько он существует? В чем его предназначение и, главное, чем была вызвана необходимость его создания?

— Центр открылся ради сохранения и развития езидской культуры и религии. Но связано открытие было с трагическими событиями, случившимися два года назад в Ираке. Я говорю о нападении ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим.ред). Против нас совершили геноцид. До сих пор 3000 детей и женщин находятся в плену. Почему именно езидов они не любят? Так сложилось исторически. Испокон веков так было. Наша община очень закрытая. Нет, мы не секта, но к нам не попасть и религию нашу не принять. Нужно родиться езидом. Опять же важно понимать — мы не язычники, у нас монотеистическая религия, то есть мы верим в единого Бога — Ходе. Наш язык езидский — курманджи. И представители других религий и убеждений — в данном случае представители ИГИЛ — сегодня считают нас не людьми Писания, считают, что нас нужно либо казнить, либо порабощать.

И вот когда два года назад начались все эти трагические события, наша община здесь, в Челябинской области, инициатором которой, можно сказать, я являюсь, стала организовывать помощь. В основном материальным образом. Деньги, кто сколько смог, наша небольшая община отправила с езидской общиной Новосибирска. Одним из инициаторов там был Михаил Алоян на счет мецената из Москвы. Его зовут Мирза Слоян. Он, можно сказать, связной между нами и ими: у него есть контакты тех, кто в бедственном положении и там и понимание, куда отправлять помощь. Он же финансирует строительство храма в Армении. Вообще то, что делает сейчас ИГИЛ — это геноцид езидов. Детей они используют как смертников, а женщин как секс-рабынь, продают их. И для нас борьба с терроризмом вдвойне актуальна: мы ведь не только езиды, мы еще и россияне, живем и являемся частью России — в стране, которая должна победить ИГИЛ. И мы должны сплотиться, чтобы не только силовые ведомства боролись и противостояли насилию, но и общественность, активная молодежь. То есть мы сплотились на фоне общего горя. Вторая причина была в том, чтобы о езидах как о народе узнали люди, которые живут с нами рядом: русские, татары, башкиры, азербайджанцы — все, кто находится рядом.

 

А как работаете на объединение молодежи?

— Для начала через спорт. Вот недавно прошел гражданский форум "Челябинск многонациональный", где нашу команду наградили за участие в турнире по мини-футболу. Прекрасная традиция — участвовать в подобного рода состязаниях, ведь футбол объединяет всех людей, независимо от религии, цвета кожи и прочих убеждений — молодежь встречается, знакомится, играет, учится уважать друг друга. Я в юности активно занимался плаванием, имею взрослый спортивный разряд и до сих пор поддерживаю себя в форме, потому что спорт очень хорошо мотивирует и ориентирует человека на правильный образ жизни.

Сколько езидов живет на Южном Урале?

— По официальным данным переписи 2010 года, около 366 человек. Но сейчас, по некоторым подсчетам до тысячи. И, кстати, вот мы про спорт сейчас говорили, у нас, между прочим, есть чемпионы мира, чемпионы Европы, профессиональные футболисты. Эти ребята представляют Челябинск и Россию на всевозможных состязаниях.

А такой вопрос — можете назвать самого известного езида?

— В руководящих должностях, пожалуй, нет. Но вот боксер Михаил Алоян — езид — выступал на Олимпиаде в Рио и взял "серебро". В спорте много представителей нашего народа, в юриспруденции. На эстраде тоже. Например, выпускница "Фабрики звезд" Зара. Она родилась езидкой, но перестала ею быть, так как вышла замуж за представителя другой религии. Так у нас заведено и так говорится в наших писаниях. Для нас это очень важно. Или, например, Кочои Самвел Мамадович — известный российский ученый-правовед, доктор юридических наук. Он, кстати, является председателем Езидского конгресса — первого официального федерального органа, представляющего интерес всех езидов России. 

 

Аско, у вас крайне необычное для русского уха имя, а отчество наоборот — Николаевич. Опять же вы сказали про спортсмена Михаила, певицу Зару, ученого Самвела. Как езиды чаще называют детей: национальными именами или именами той страны, в которой живут?

— Чаще национальными, безусловно. Мое имя — Аско — происходит от Аскера, что в переводе с арабского означает "воин", "солдат". Что до моего отчества, то здесь очень интересно получается, я тоже интересовался этим. Николаем отца зовут в честь императора Николая II. Так отца назвал его дед, мой прадед. Езиды очень уважали русского царя, дом Романовых, Российскую Империю за могущество, силу и помощь малым народам. Езиды воевали в русско-турецких войнах. Я вам больше скажу — про нас даже Пушкин писал (смеется).

Неужели? И где же?

— В третьей главе "Путешествия в Арзум во время похода 1829 года". Об этом мало кто знает. Как я уже сказал, в силу постоянных притеснений, езиды всегда были очень закрытой общиной. И из-за этого сложился такой стереотип, легенда, мол, мы являемся дьяволопоклонниками. Пушкин об этом услышал и во время путешествия по Кавказу задал вопрос главе одной из езидских племен. Тот в свою очередь миф опроверг. Дословно могу зачитать (достает сборник произведений Пушкина — прим.ред.): "Между ими с любопытством смотрел я на язидов, слывущих на Востоке дьяволопоклонниками. Около 300 семейств обитают у подошвы Арарата. Они признали владычество русского государя. Начальник их, высокий, уродливый мужчина в красном плаще и черной шапке, приходил иногда с поклоном к генералу Раевскому, начальнику всей конницы. Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь; что они веруют в единого бога; что по их закону проклинать дьявола, правда, почитается неприличным и неблагородным, ибо он теперь несчастлив, но со временем может быть прощен, ибо нельзя положить пределов милосердию аллаха. Это объяснение меня успокоило. Я очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются; и заблуждения их показались мне уже гораздо простительнее". 

 

А это что за книга у вас на столе?

— Это "Тайна жемчужины" — уникальная книга, автором которой является известный езидский теолог Дмитрий Пирбари. Впервые в этом году наши молитвы, наши священные тексты были переведены на русский язык и были изданы. Книга редкая, она у нас на Южном Урале, пожалуй, в единственном экземпляре. Но и вы, и любой желающий может прийти в наш Центр и посмотреть ее и прочесть. Пожалуй, самое интересное, о чем говорится в этой книге — это то, что в нашей религии нет злого духа как такового. Езидизм говорит о том, что Бог создал нас и состоим мы из трех частей: тело, божественная душа (рух) и нафс — плохое состояние, которое мы должны в жизни победить, чтобы доказать Богу, что достойны другой, следующей жизни. Этот мир для человека — испытание.

 

Аско, давайте чуть вернемся к началу нашей беседы, когда вы сказали, что родились в Ереване. А как же оказались в Челябинске? Расскажите свою историю.

— Длинное было путешествие (улыбается). Езиды происходят из Междуречья — территории современной Сирии и Ирака. Из-за гонений позже мы оказываемся в Османской империи и позже вынуждены были перебраться в Армению. Опять же из-за постоянного геноцида. Мой прадед переехал вместе с другими езидами, которые успели спастись, в Армению как раз из Турции. И я родился уже, конечно, в Ереване, даже успел окончить четыре класса армянской школы. Мой отец работал экспедитором, ездил по СНГ и возил различные товары. И нередко бывал в Челябинске, где у нас жили родственники. А вообще, кстати, первый езид приехал в Челябинск в 70-е годы — он здесь служил в армии и остался, открыл здесь обувную фабрику. Это был мой дальний родственник, представитель нашего рода, у езидов же племенная система. И отец, приезжая сюда несколько раз, все больше склонялся к тому, чтобы переехать совсем. Тем более, что экономическая ситуация в Армении тогда уже сильно ухудшилась. Семьей сюда мы переехали в конце 1999 года. Здесь я окончил школу, позже Челябинский госуниверситет — факультет Евразии и Востока, чем очень горжусь. Здесь же женился, здесь растут мои дети.

У вас мальчики? Девочки? Как вы их воспитываете — в традициях езидского народа?

— У меня две дочери, и мы с женой прививаем им уважение к нашим традициям. Во-первых, мы с супругой говорим на курманджи и учим детей нашему языку. Язык — это то, на чем держится наш народ. Кроме того, как я уже сказал, езиды очень закрытая община и совершенно ясно, что мои дети будут вступать в брак с представителями нашего народа. Это одно из самых главных правил нашей общины. Хотя, как в древние времена, родители заранее не оговаривают браки детей, такого нет сейчас. Все-таки двадцать первый век, Россия, глобализация. Но при этом, повторюсь, традициям мы учим с детства. Обязательно отмечаем национальные праздники. 

 

Расскажите о праздниках. Правда, что езиды отмечают свой Новый год?

— Отмечают, не только 31 декабря, но и в марте месяце. Праздник называется  Клоча Саре Сале и отсчитывается по восточному календарю. Праздник выпадает на первую среду марта. К этому празднику хозяйка дома печет кулич — причем он состоит из семи ингредиентов: сладкого, кислого, горького, соленого… все должно в нем быть. На следующий день мужчина, глава семьи, разрезает этот кулич в присутствии всех членов семьи. Первая часть предназначается ангелам и святым, а вторую половину мужчина режет на равные части по количеству членов семьи. И важно — в куличе обязательно должна быть бусинка. Кому она достанется, для того и будет год самым удачным, благостным. Мне ни разу не попадала (смеется).

Скоро мы будем отмечать один из главных праздников — Айда Эзид. Ему предшествует трехдневный пост. Он отмечается в третью пятницу декабря и посвящается Богу-Творцу. В течение трех дней от восхода до заката Солнца мы должны воздерживаться от любой еды и питья. Пост помогает нам развивать духовность в себе и укреплять веру. Нужно обратить взор внутрь себя, подумать о своей душе, воздержаться от гнева, слабости. На четвертый день мы устраиваем большой праздник, ходим в гости к друг другу, радуемся и воздаем почести Богу-Творцу. 

Когда иностранцы говорят про русских, то часто используют шаблоны: пьяницы, лентяи и так далее. А какой шаблон чаще всего используют про езидов?

— Я бы не сказал, что есть вообще какой-то шаблон. Но мы совершенно точно очень миролюбивые и толерантные люди. Езиды легко адаптируются и вливаются в общество, где живут, уважая местные традиции и культуру. 

 

При этой неконфликтности, какое самое страшное оскорбление для езида?

— Как и для представителей любого народа, это неуважительное отношение к культуре и вере. Для езидов семья занимает особое место. Семья — это святое. Нельзя относиться к семье с пренебрежением.

И наш традиционный вопрос — какая у вас, Аско, самая свежая хорошая новость на сегодняшний день?

— Мы, я имею в виду народность езидов, стали более узнаваемы. О нас стали больше говорить, вы нами заинтересовались и пришли в гости. Это, безусловно, одна из самых хороших новостей. Наконец люди стали немножко, но все же понимать разницу: мы — не курды, езиды — отдельный народ, народ уникальный. Наш народ пережил столько боли и страданий, мы сейчас переживаем 74-й геноцид, я говорил об этом выше. Вдумайтесь в цифру — 74-й! Столько гонений можно сравнить со страданиями еврейского народа. И несмотря на это мы проходим одно испытание за другим, сохраняем свою целостность, остаемся приверженными своей вере и являемся миролюбивым  народом — в этом, на мой взгляд, наша уникальность. В понимании, что главное — жить в мире. Может быть, в этом отчасти есть и наша беда — иначе, почему нас столько притесняли? Знаете, у езидов есть древняя молитва. На столько древняя, что народов на Земле тогда еще было лишь 72. Древние езиды, обращаясь к Богу, просили: "Боже, помоги 72-м народам тем, кто в чужбине, в странствии, и кто в нужде, а потом помоги нам, езидам". 

Похожие новости:

Читайте также: