Диалог

Полковник ВВС Валерий Бурков: "Дух воспитывается через принуждение"

Полковник ВВС Валерий Бурков: "Дух воспитывается через принуждение"

Переоценить силу духа нашего сегодняшнего собеседника невозможно. Знакомьтесь, Валерий Анатольевич Бурков — полковник ВВС, герой СССР, президент фонда "Герои Отечества", глубоко верующий православный христианин. Он родился в Шадринске, но с Южным Уралом имеет особые отношения — здесь Валерий Анатольевич окончил Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов.

"Хорошие новости" не могли упустить шанс побеседовать с живой легендой, когда он прилетел в Челябинск, чтобы получить премию фонда Олега Митяева "Светлое прошлое". За чашкой чая этот потрясающий человек раскрыл нам секреты духовной силы, рассказал, почему военные ищут Бога и поделился истинами, усвоенными от отца. 

Как вы оцениваете уровень подготовки современных пилотов? И, если можно, несколько слов о том, как вы можете прокомментировать операцию наших ВКС в Сирии?

— Ну, очевидно, что уровень боевой готовности войск и подготовка личного состава, в том числе и военно-космических сил, выросли в разы. У нас действительно хорошая, боеготовная армия. И это, как раз, в Сирии и показывается сейчас. Сегодня на нашу армию можно полагаться.

В середине "нулевых" нередко можно было услышать мнение, мол, армия разваливается, все плохо, все продали. И тут мы видим какое-то удивительное "воскрешение", произошедшее очень быстро. Как вы считаете, это личная заслуга Шойгу или грамотно спланированная "многоходовочка", когда специально создавалась информационная завеса, рисующая полный развал и распад, а на самом деле работа велась. 

— Знаете же поговорки "рыба гниет с головы", "короля делает свита" и так далее. Поэтому, если говорить о периоде, как вы сказали "плохом", то это действительно, как в поговорке про рыбу. Сердюков — очень отрицательная фигура среди всех, кого я только знаю. Он нанес очень много вреда. Много хорошего делалось, но не благодаря ему и его команде, а вопреки им всем. Вот всякие эксперты нередко говорят, мол, экономика слабая, если чуть что — мы проиграем и так далее. Но не хлебом же единым, как известно, сыт человек. И армия побеждает не хорошо вооруженная, а та, где все отлажено, сильная духом армия. А дух уже формируется под влиянием совершенно других вещей. И если во главе министерства обороны стоит сильный духом человек, как Шойгу, то и армия становится аналгичной. Нет, не благодаря ему одному, но благодаря тем условиям, которые он создает своей деятельностью, своей манерой руководить. Сергей Кужугетович блестящий министр. Я лучше в своей жизни не встречал.

Что касается силы духа, то у вас — героя Советского Союза — наверняка есть свой рецепт, как не пасть духом? Тем более что, вы, получив серьезнейшее ранение в 1984 году и потеряв обе ноги, нашли в себе силы не только не пасть духом, но и продолжить службу, окончить академию, занимать руководящие посты и заниматься общественной деятельностью.

— Пожалуй, здесь есть три составляющие. Первая — житейская. Вот есть выражение "душевный человек, но пьет", а еще про кого-то говорят "он сильный духом". Разные смыслы в этих вещах лежат, и мы порой даже не задумываемся над ними. Не думаем о том, что есть дух, а что — душа. Так вот, дух можно частично сопоставить с волей. Сильные духом — это те, кто сильные волей. Хотя и эти понятия не идентичные. Волю надо воспитывать через принуждение самого себя: не позволять "поспать еще чуть-чуть" утром, например. Мне отец всегда говорил — хотя вот вроде не верующий был человек — у тебя есть две задачи в жизни: познать себя и победить себя. А это ведь истинно христианские две позиции. И вот дух воспитывается, прежде всего, через принуждение. И родители должны в этом играть немаловажную роль: не потакать, но взращивать послушание.

Чтобы рассказать вторую составляющую, я как раз должен вспомнить утро после ранения. Я очнулся в больнице, лежал под простыночкой. Скинул ее и вижу — остатки ног загипсованы. И в этот момент где-то там впереди меня показалась икона. Только не Божьей Матери, а Алексея Маресьева — героя Советского Союза, который был летчиком и летал на протезах, тоже потеряв обе ноги. И у меня сразу ясная и четкая мысль возникла "Ну и хрен с ними, новые сделают". Про ноги в смысле. После этого как отрубило: никаких больше переживаний, мол, буду ли летать, женюсь ли? Я понимал, что я ни чем не хуже Маресьева и знал, что все будет прекрасно. То есть получается, меня воодушевил пример.

Третья составляющая — оптимизм. Волевой человек — он оптимист, как правило. Он знает, что он все преодолеет, потому что сильный духом. В 2010 году я стал замечать, что быть оптимистом стало трудно, что все как-то без перспективы. Я указы готовил тогда по инвалидам, а они реализуются вот только сейчас. И когда я общаюсь с инвалидами, я вижу, что они как были несчастны, так и остаются несчастными.

То есть получается что, дух можно и нужно укреплять, формировать. Потому что армия сильна тогда, когда каждый по отдельности силен духом.

Вы общаетесь с огромным количеством военных, скажите, правда ли, что в последние годы многие из них уверовали в Бога? На службах в церквях видишь все больше и больше людей с военной выправкой.

— Да, абсолютно правильное наблюдение. Хорошо, что вы задали этот вопрос. Это, пожалуй, еще одна составляющая силы духа — вера. У меня вот была трижды клиническая смерть, я видел свет в конце тоннеля, нечто из будущей жизни. И у меня куча друзей, с которыми было то же самое, и когда мы рассказывали друг другу о потустороннем опыте, у нас все сходилось. И я не имею в виду сейчас галлюцинации или кислородное голодание, я говорю о реальном опыте. Так вот. Православие отличается от любой — я подчеркиваю, от любой — религии тем, что ни у кого нет личной встречи с Богом. У них нет общения. А значит, и нет шанса убедиться, есть ли он.

В православии ты не просто несешь веру как некое учение, но познаешь иной мир через практику жизни. Люди поэтому в церковь ходят, чтобы в таинствах церковных получить возможность встречи с Богом.

Получается, военные ищут Бога?

— Безусловно. Говорят так: на войне не бывает неверующих. И человек в минуту опасности начинает молиться так, как он раньше и не думал, что молиться станет. Почему это с человеком происходит? Мы все с детства мечтаем о счастье, о любви. Влюбленный человек — он на крыльях летает, он счастливый человек. В начале. Так вот в христианстве Бог есть любовь. Почему у нас такой огромный процент разводов сейчас? Потому что люди живут вне источника любви, вне Бога, который податель всех благ. И когда чувство влюбленности проходит, а за ним и чувство радости, счастья, человек к какому-то определенному возрасту понимает — чаще годам к 50-55 — что нет главного в его жизни. Того, что мы с детства ищем и ждем. В нашу природу заложено быть с Богом. Мы ошибаемся, ищем это в людях. А потом разочаровываемся, теряем.

Вы — счастливый человек?

— Раньше я думал, что нет. В личном плане. Я никогда не любил. Все чувства, которые у меня возникали к женщинам, к девушкам, я их тут же гасил, подавлял. И женился когда я сдался, не нашел к чему придраться (смеется). Меня победили. Но я хочу сказать о том, что со мной было в 2009-2010 годах:я находился в состоянии шока, я не понимал, со мной это или нет, едет или нет моя крыша. Я открыл для себя Бога в тот период и недоумевал, где же я был раньше. И такому человеку не страшна никакая смерть — тому, кто обрел Бога. Самый сильный воин — это исторический факт — это христианин. Потому что он не боится смерти. Он с Богом. Никаких пыток люди не чувствовали порой, ощущая только Божью благодать. И я повторюсь — это в нашей человеческой природе искать Бога. Просто мы не там ищем. Военные готовятся умирать. Умирать, защищая свое Отечество. Тогда-то и проявляется внутренняя потребность обрести Бога. Потому солдаты и офицеры и идут в храм.

Похожие новости:

Читайте также: