Когда смотришь российские мультфильмы, часто задаешься вопросом: а кто их вообще рисует? У кого в голове рождаются Лунтики, Смешарики, Фиксики? Нередко, это — самородки-самоучки, но в России имеются и целые факультеты, где "выращивают" демиургов анимации. Наверное, главный из них — во ВГИКе (кстати, сам вуз назван в есть нашего земляка, режиссера Сергея Герасимова). Сейчас премудростям мультипликации там обучается девушка из Озерска Наталья Текутьева. Год назад она поступила на направление анимации и компьютерной графики и говорит, что для людей искусства, актеров, режиссеров и мультипликаторов ВГИК — это как Бауманка для физиков. Уровень высокий, требования соответствующие, кого попало не берут даже на коммерцию. Корреспонденту "Хороших новостей" Наташа рассказал о том, как куют современных Норштейнов и Хитруков
Ну что, Наташа, хорошо закончила год?
— Если честно, далеко не блестяще. Но преподаватели меня успокаивают, уверяют что рисую я хорошо. Попасть во ВГИК вообще не всем удается. Сейчас на факультете учится парень, который 7 лет пытался поступить. Выглядит он немного тронувшимся…
Тяжело было поступить?
— Не просто. Многие перед поступлением ходят на специальные курсы. Одна моя одногруппница училась у человека, который принимал участие в разработке Стича из мультфильма "Лило и Стич".
Ты сейчас живешь в общаге. Побалуешь нас хоть одной общажной историей?
— Как-то раз я вернулась к себе в комнату и обнаружила в холодильнике очень странную банку огурцов. Она была закрыта крышкой закручивающейся, но в крышке проделана неаккуратно дырка. Из дырки выглядывали заплесневелые соленые огурцы. У меня не очень аккуратные соседи. Видимо иначе вскрыть банку не удалось. Студенты в любом Институте одинаковые.
Есть у вас известные преподаватели на факультете?
— Почти всех преподавателей можно найти в гугле, статьи о них есть в Википедии. Например, в первом семестре мы ходили на занятия к аниматору Колестниковой Виолетте Павловне. Она участвовала в создании известных советских мультфильмов: "Возвращение блудного попугая", "Котенок Гав", "Лягушка Путешественница". Помните мультфильм о кино "Фильм-фильм-фильм"? Там есть эпизод, когда маленькой девочке режиссер объясняет, как надо прыгать перед камерой, а она кивает головой, говорит "Ага" и дальше ничего не делает. Эту сцену придумала как раз Виолетта Павловна. Но больше она у нас не преподает, ей под 80 уже.
Кадр из мультфильма "Фильм, фильм, фильм". Режиссер Федор Хитрук. 1968 год.
Это СССР…А если говорить о современных проектах?
— Есть Пожидаев Леонид Геннадьевич. Он принимал участие в создании \ремейка "Бременские разбойники". Мне кажется, не самая удачная картина фонда Кино.
Как относятся к вам преподаватели? Многие из них известные деятели искусства, а вы, ребята из провинции и Москвы, пришли к ним учиться.
— Как бы банально это не звучало, но на факультете мы как большая семья. К нам относятся очень трепетно. Например, один преподаватель каждую неделю приносил нам молоко и печенье на занятия. Особенно такое отношение было видно, когда нас повезли в Ярославскую область на пленэр. Преподаватели постоянно нас возили на своих машинах, иногда угощали в кафе. Садились просматривать наши полотна в 11 вечера!
Что такое пленэр?
— Пленэр — это когда художники выезжают на природу или в город, чтобы рисовать пейзажи, людей, натюрморты на открытом воздухе. Мы ездили в поселок городского типа Борисоглебск, Ярославская область. Прожили там 6 недель. Почти деревня.
Наташа на плэнере
Но вы же мультипликаторы, а не художники. Работаете с компьютерной графиков. При чем тут живопись и пленэр?
— В хорошем произведении ничего, абсолютно ничего не берется из воздуха. Пленэры нужны для того, чтобы набирать материал для будущих проектов и мультфильмов в том числе. Фоны, локации.
Из Москвы, получается, в глушь… Что было неудобно в Борисоглебске?
— Там почти не было Интернета, даже мобильного. Единственное место, где он хорошо ловил – это внутри мужского монастыря, который находился в центре поселка. Священнослужители шутили, что "Интернет как Бог. В храме его особенно много". По-настоящему там рядом просто вышка была. Она, кстати, очень портила вид.
Мужской монастырь в Борисоглебске
Где вы жили все это время?
— В общежитие около леса. Это был не парк, а именно лес, где можно было заблудиться. Нас дикими животными пугали, медведями, лисами. Как-то раз одногрупники там заплутали и 4 часа не могли выйти. Но все-таки вышли. Поэтому нас предупреждали, если заблудитесь — держитесь Лены.
Почему Лены? Она в лесу хорошо ориентировалась?
— Нет, просто её папа ОМОН-овец. И Лену если что, точно найдут. Ну и нас заодно. ОМОН нас даже охранял от местных жителей.
А что с жителями не так было?
— Нас поехало 18 девушек и 4 парня. И местные юноши-студенты к нам в двери стучаться начали. Слишком уж настойчиво. Познакомиться хотели. Мы не открывали и пожаловались на них. После этого к нам иногда заезжал ОМОН, чтобы больше к нам не лезли.
Одна из работ Наташи
Понятное дело, что вы много писали деревья, поля, виды всякие. Может быть что-то не удалось написать?
— Не получилось у нас написать рассвет. Для этого мы вставали в 3-4 утра. Но вместо рассвета там просто небо светлеет и все… Как-то раз преподаватели и студенты собрались на шашлыки, праздновали экватор пленэра. Все за ночь устали сильно. А тут в 3 часа один из преподавателей, Стекольщиков Антон Вячеславович, встрепенулся, активизировался и потащил нас всех писать этот рассвет. Но опять мы его не поймали. Пришлось писать лошадей в поле. До сих пор помню, все замерзли, засыпают над этюдниками, а Стекольщиков неутомимо пишет.
Бурная получилась поездка. Наташ, а кем ты хочешь стать после выпуска?
— 3D-моделлером. Не тем человеком, который превращает фильмы из 2D в 3D, а тем, кто занимается 3D анимацией. Помните мультфильм "Как приручить дракона"? Вот, это и есть 3D анимация. По большому счету, такой вид анимации мало чем отличается того, что рисовали вручную 50 лет назад, правда инструменты полностью изменились, зато суть осталась прежней — мультфильмы заставляют людей верить в чудо и, может быть, делают их немного добрее.