Врач Ирина Фрик работает заведующей отделением ЛФК клиники ЮУГМУ, и в ее жизни две главные страсти — медицина и литература. С раннего детства она писала короткие стихи, придумывала и рассказывала истории своим игрушкам, а в школе всегда писала хорошие сочинения.
— Я окончила 91 школу. Она была математической, одной из лучших в Челябинске. У нас по всем предметам были очень сильные учителя, но самое главное, что учителя были не просто наделены хорошими знаниями, они были людьми, которые нас воспитывали. У меня была очень хорошая учительница по русскому и литературе Галина Михайловна Кулебякина. Она привила нам любовь к хорошим книгам и научила чётко излагать мысли на бумаге. И получилось так, что я была связанна с ней по жизни прямо до самой ее смерти, потому что мы жили в одном доме, и когда я уже повзрослела, мы дружили семьями, — вспоминает Ирина.
Мама Ирины когда-то была главным врачом клиники ЮУГМУ. В школьные годы Ирина часто приходила с мамой в больницу, где для нее тоже находилось задание.
— Мама брала меня с собой на работу и отправляла меня работать в аптеку. Я с удовольствием работала в аптеке: заворачивала в бумагу порошки глюкозы с аскорбинкой, наклеивала этикетки на флаконы. Гордилась, что тоже принимаю участие в лечебном процессе. Ну кем я ещё могла стать, как ни медицинским работником? С детства люблю нашу больницу, поэтому работаю здесь уже 42 года, — улыбается Ирина.
В молодости Ирина проходила практику в неврологическом отделении, после института работала врачом-инфекционистом, а теперь заведует отделением лечебной физкультуры. Вместе с работой у нее появилось хобби, которое корнями уходило в детские увлечение — Ирина стала писать рассказы и стихи.
— Без юмора, сарказма и иронии медицина не существует. У меня вот про медицину всегда с юмором. Может, где-то есть момент трагизма, но я все равно пытаюсь выводить на позитив, потому что если все плохо, значит, это еще не конец. Всегда должно заканчиваться чем-то хорошим, — считает медик-писатель.
В истории русской литературы было немало писателей, связанных с медициной: Антон Чехов, Михаил Булгаков, Василий Аксенов. Ирина не пытается встать с ними в один ряд, но прекрасно понимает, откуда растут ноги у этого феномена.
— Я думаю, тут все очень просто. Во-первых, это большое количество людей, большое количество судеб, причем судеб интересных. И ты за это цепляешься, хочется рассказать об этом и другим людям, потому что много интересных случаев, не медицинских, а именно случаев из жизни. Во-вторых, у человека должен быть эмоциональный посыл, чтобы хотеть что-то написать. А в медицине мы очень часто сталкиваемся с пациентами на грани жизни и смерти, много сложных случаев, смешных инцидентов. Нам есть откуда черпать эмоции, которые потом можно перенести на бумагу, — объясняет Ирина.
Не все произведения, которые выходят из-под ее пера, связаны с медициной. Например, в повести «Сибирское детство» Ирина рассказывает о своих бабушке и дедушке со стороны матери.
— Эта повесть о том, как родители «ссылали» нас в Сибирь на все каникулы к бабушкам, дедушкам, как нас воспитывали, как мы трудились, как учили нас с юмором относиться к жизни, — делится воспоминаниями Ирина.
Рассказ «Закат», вошедший в сборник «Антология русской литературы XXI века», тоже был посвящен бабушке и дедушке Ирины. Однако изначально писательница не планировала говорить об этом. Но рассказ получился настолько хорошим, что она не стала ничего скрывать: посчитала, что это заслуживает внимания читателя.
— Там описывается их жизнь. Дедушка на войне был, и там есть немножко о войне. Они жили в маленьком городке, где работать особо негде было, и там есть про его работу. Он очень разбирался в лошадях, потому что до революции у них был гужевой транспорт — подводы и лошади, его семья занималась извозом. Но потом революция, как говорится, все сломала. И чтобы у них все это не отобрали и не сослали куда-нибудь еще дальше Сибири, они все продали и переехали в другой город, — рассказывает Ирина. — Получился рассказ о непростой жизни обычных людей, о трудностях семейной жизни, о сибирских характерах людей, которые, пережив все жизненные невзгоды, оставались вместе до глубокой старости.
Ирина влюблена в свою литературную деятельность и считает ее неотъемлемой частью жизни, как и медицину. Однако считает себя все же врачом, а не писателем.
— Мы же не писатели. Люди этому учатся, они только этим и занимаются. Мы же зарабатываем деньги вот здесь лечебной работой, а ночами и вечерами пишем, — говорит Ирина.
Напомним, ранее мы рассказывали о хобби коллег Ирины. Например, анестезиологи-реаниматологи в ЮУГМУ занимаются конным спортом и вяжут люльки для малышей из полиэфирных шнуров.