Алиса Оболенская появилась на свет без правого предплечья и уже с трех лет ходила с протезом, правда, жестким, неудобным и нефункциональным: он только создавал видимость руки, а из-за тяжести сильно утомлял ребенка. “Мама, сними, он тяжелый”, — жаловалась малышка. Однако недавно ситуация изменилась: инженеры из “Сколково” сделали для Алисы уникальную киберруку. Пальцы ультрасовременного протеза сгибаются, как живые.
За несколько месяцев девочка так привыкла к своей новой руке, что научилась держать с ее помощью карандаш или кисть. Она очень любит рисовать: на стенах ее комнаты — альбомные листочки с нарисованными принцессами и героями мультфильмов. Если не обращать внимание на особенность Алисы, она ничем не будет отличаться от других детей — обычный подвижный ребенок.
— Раньше Алиса ходила с протезом из грубого пластика: он был тяжел, к тому же не шевелился. Дочка привыкла все делать левой рукой, — рассказала “Хорошим новостям” мама Алисы Анастасия Оболенская.
Обратиться к специалистам “Сколково” с просьбой выделить чудо-протез семье посоветовали в челябинском протезном центре. Оболенские к совету прислушались, обратились и включились в борьбу: чтобы попасть в список претендентов на выделение субсидии, пришлось попотеть. С просьбой о содействии мама Алисы — Анастасия обращалась во всевозможные инстанции: начиная от местных СМИ и заканчивая Министерством здравоохранения. И получилось! После года ожидания раздался звонок из центра “Моторика” в “Сколково”. Там рассказали, как самостоятельно сделать замеры руки и какие документы необходимы. После получения всех данных, инженеры приступили к работе и всего за несколько недель изготовили механическую руку. Она подогнана специально под маленькую героиню. Например, пластиковые пальцы шевелятся благодаря работе локтевого сустава Алисы. Стандартные протезы, которые предлагали Оболенским, с такой задачей не справлялись.
Чтобы обеспечить легкость и гибкость протеза, в качестве материала использовали уже хорошо знакомый в медицине термопластик, который применяют при ушибах и переломах вместо гипса. Его, кстати, можно было как угодно покрасить, поэтому дизайн протеза предложили выбрать девочке на свой “вкус и цвет”. Алиса захотела руку своих любимых цветов: фиолетового и розового.
— Раньше мы даже предоставляли детям раскраски, чтобы они нарисовали, какой хотят видеть свой протез. Сейчас мы переводим все в смартфон: создадим картинки с дополненной реальностью, чтобы сразу увидеть, как это будет выглядеть. Мы вообще стараемся сделать так. чтобы у клиентов было как можно меньше хлопот: если что-то сломается, наш курьер приедет, заберет, а потом доставит новый, — рассказал основатель и генеральный директор центра “Моторика” в “Сколково” Илья Чех.
Чтобы привыкнуть в новой руке, Алисе понадобилось буквально пять минут. “Управлять” ей не сложно: девочка без труда может выполнять обычные действия теперь обеими руками, как и все дети. Вот только тяжелые предметы киберруке не поддаются, впрочем, таскать их маленькая леди не собирается.
— Когда мы приехали в офис “Сколково”. там была специальная панель для апробирования: с разными предметами, например. кубики, шпингалеты. Их Алисе удалось открывать с третьей попытки. А еще нам предлагали дополнительные насадки, например. для столовых приборов, но дочь кушает левой, ей не пригодится. Мы взяли только чехол для удержания телефона, — вспоминает Анастасия Оболенская.
По словам Анастасии, киберрука очень удобна в использовании: во-первых, легче предыдущего протеза в три раза, во-вторых, его можно самостоятельно поправить, отрегулировать по размеру: достаточно намочить и материал становится мягким, как ткань, а в-третьих, протез “дышит”, поэтому не доставляет дискомфорта даже в жару.
В следующем году чудо-протез маленькой челябинки заменят на еще более усовершенствованный вариант: в “Сколково” пообещали разработать для челябинки уже не механическую, а бионическую — то есть, подключенную к нервной системе — руку, которая будет ощущаться, как настоящая. Родители Алисы то ли в шутку, то ли всерьез говорят, что с бионической рукой можно будет вырастить настоящую художницу.
Напоследок отметим, что материалы и работа специалистов не стоили Оболенским ни копейки: все затраты на высокотехнологичное производство взяло на себя государство.
Читайте также: Житель Челябинска, которому поставили бионический глаз, начал показывать фокусы
Челябинка без рук и ног учится жить с подаренными протезами