Истории

Главная героиня — литейщица, делает моторы для танков: художница из Челябинска пишет картины в цехах ЧТЗ

Прослушать статью
Главная героиня — литейщица, делает моторы для танков: художница из Челябинска пишет картины в цехах ЧТЗ

Ольга Антипина — одна из немногих художниц, которой разрешили писать на оборонном заводе. Ей, как настоящему мастеру, важно передать настроение, атмосферу цехов, создать яркие, живые портреты. Она ставит мольберт в одном из цехов ЧТЗ-УРАЛТРАК (входит в АО «Концерн «Уралвагонзавод»), который, к слову, выполняет важный оборонный заказ, и начинает писать. Рабочие немного смущаются, но все-таки считают Олю своей: девушка четвертый год работает во Дворце культуры ЧТЗ. Многие дети сотрудников занимаются у нее живописью.  

Ольга завершила уже семь картин, восьмая — в процессе. Свои работы она намерена отправить работы на Всероссийский конкурс «Время вперед», посвященный картинам на тему производства.  

На один из пленэров художницы пришли и «Хорошие новости». Ольга творила в цеху точного цветного литья. Каждая картина занимает не меньше трех часов. Чаще всего Ольга делает «два подхода» к своей работы по 3,5 часа. Пишет исключительно с натуры.  

— Я поняла, что люди, которые здесь работают, делают большое дело. Мы часто говорим о таких делах «снаружи», но не видим этих людей. И мне приятно здесь ходить, разглядывать их, быть рядом на легальных основаниях, — с улыбкой объясняет художница. — Кстати, мои бабушка и дедушка тоже работали на ЧТЗ — там и познакомились. Бабушка Надежда Федоровна трудилась крановщицей козлового крана, дедушка Николай Сергеевич — начальником железнодорожного цеха. 

Те самые люди, которые делают большое дело

Ольга рисует сразу кистью без карандашных набросков — это этюдная живопись, здесь главенствуют цвета и пятна. Настоящий импрессионизм: главное — ощущения и восприятие цвета и пространства. 

 — Сначала рисуешь кистью тонкие линии, потом все остальное закрашиваешь пятно за пятном, от большого к маленькому, в конце уже детальки. Поэтому картина долго время выглядит как набор пятен, а ближе к концу, за последние 15% времени, приобретает уже свои черты, — рассказывает Ольга.

Ольга пишет картины маслом, орудуя двумя кистями - побольше и поменьше.

Художница ходит по цехам «стихий», где царят огонь и металл. Раньше она рисовала больше техники — трактора и бульдозеры, — а сейчас в основном рабочих. Например, кто-то берет заготовку металла, передает другому рабочему, тот кладет заготовку под пресс. И все это — в рамках одной картины. 

Ольга объясняет: среди профессионалов сюжетные картины, например, исторические баталии, считаются одним из самых высоких, сложных жанров. Самые низкие — натюрморты, потому что простые. Если раньше Ольга чаще писала пейзажи и натюрморты, то теперь постепенно переходит к картинам с сюжетами и людьми. 

— Я уже выбираюсь из своих натюрмортов и пейзажей. Моя задача сейчас — быть в этом месте, на этом уровне, писать людей. 

В ДК ЧТЗ у Ольги занимаются как школьники, так и взрослые. Детям на завод, конечно, нельзя, но они тоже учатся рисовать людей разных профессий, просто не с натуры, а по картинкам. А вот взрослых учеников Ольга иногда берет с собой. Сегодня вместе с ней впервые пришла Анастасия Громкова — ей 24 года, она начала заниматься два месяца назад. До сюжетных картин ей пока далеко, и она рисует прибор для воздухоочистки. Проще говоря — огромную вытяжку. 

— Мне пока сложно рисовать людей и какие-то мелкие детали, поэтому я выбрала что-то попроще, — рассказывает Анастасия. — Ольга подсказывает по композиции, по цвету: смотрит, попадаю ли я в цвета, советует, где нужно добавить тень. 

Сама Ольга сейчас пишет картину, главной героиней которой неожиданно для себя стала литейщица Наталья Александрова. Почти каждый день она вместе с другими рабочими трудится на победу: Наталья заливает мелкие детали для моторов танков, которые отправятся на фронт. Этот важный процесс и запечатлела художница. 

— Я рада. Приятно оказаться на картине, — признается Наталья. — Когда Ольга закончит, я хочу сфотографировать, показать сыну Вове. 

Наталья в жизни и на картине Ольги

Сотрудники завода, рядом с которыми Ольга продолжает творить уже несколько недель, поначалу смущались: никто не привык быть в центре внимания, и уж тем более служить натурщиком и моделью. Однако вариантов не было — с работы ведь никуда не денешься! К Ольге привыкли, перестали стесняться, да и творчеством стали интересовать уже в открытую. Хотя времени любоваться картинами, конечно, у них почти не бывает. 

— Она не мешает, пусть рисует! Говорят, потом картины в наш Дворец культуры повесят, — улыбается заливщик металла Сергей Градский. 

Когда все работы будут завершены, в ДК ЧТЗ откроется выставка с картинами Ольги, и каждый рабочий сможет прийти туда вместе с семьей. Картины будут размещены в фойе и доступны всем посетителям.  

Кроме того, именно с этими картинами Ольга намерена подать заявку в Союз художников России: чтобы в него вступить, надо показать свои работы, в частности — как раз сюжетные картины с людьми. Ольга окончила художественное училище, долгое время преподавала в нем. Отучилась на бакалавра культурологии и магистра истории искусства в ЮУрГУ. Ольга объясняет: знания теории помогли понять, что именно она хочет рисовать и в какую сторону ей нужно развиваться. Теперь она планирует поехать на курсы повышения квалификации и на стажировку в другой город через пару лет.

Фото: Надежда Тютикова

Похожие новости:

Читайте также: