В конце июня Юлия и Фёдор Митюговы вместе с шестилетним сыном Мишей загрузили в свой «форд фокус»-универсал теплую одежду, газовую плитку, шесть килограммов собачьего корма, двух дворняжек Агату и Волчка и поехали отдыхать за Полярный круг.
За 16 дней Митюговы накатали более девяти тысяч километров на машине и побывали на берегах трех морей: Балтийского, Белого и Баренцева. До конечной точки – поселка Териберка (кстати, местные называют населенный пункт с ударением на второй слог, ТерИберка) Митюговы добирались на протяжении семи дней. До этого заглянули в Казань, заночевали на берегу Волги, потом проехали Финский залив, заглянули в Карелию – сделали остановку в горном парке Рускеала, осмотрели потухший вулкан Гирвас и скрытое от посторонних глаз Палье-озеро. Юлия рассказывает, что дорога до него оставила смешанные впечатления.
– Я тогда сидела за рулем и мне стало страшно: заезжаешь в лес, белая ночь, едешь несколько километров и вдруг внезапно начинается асфальтированная дорога. Я спрашиваю мужа: откуда здесь асфальт? Оказывается, там есть заброшенный аэродром Гирвас, он использовался во время Великой Отечественной войны, и это очень специфическое место, у меня от него мурашки по коже пошли. Потом мы снова въехали в лес и у нас «отвалился» навигатор, пропала связь. Мы подумали: куда вообще прёмся… – вспоминает Юлия Митюгова.
В итоге Митюговым удалось добраться до озера и наконец передохнуть, поставив палатку на берегу. Юлия уверяет, что виды того стоили. Кстати, эти фото сделаны ровно в полночь. Девушка признается: привыкнуть к Полярному дню ей было непросто.
– Мой мозг отказывался понимать, что нужно спать – ты видишь, что светло, ты можешь еще проехать, еще что-то сделать. Спасала только палатка с блэкаутом (затемненная – прим. ред.) – только так мы могли выспаться, – рассказывает Юлия Митюгова.
Дальше Митюговы отправились в Кандалакшу и несколько дней провели на берегу Белого моря. Там Юлия впервые в жизни увидела креветок, плавающих в воде. Девушка признается: реагировала, как ребенок.
– Местные к этому привыкли, а для нас, как для жителей озерного края, все это удивительно: креветка поплыла! Еще нам рассказали, что во время отливов на берегу набирают мидий и прямо в соленой морской воде варят. Но мы не успели попробовать – когда спохватились, уже начался прилив и мидий смыло обратно в море, – говорит Юлия.
По словам Митюговых, им очень повезло с погодой: прогноз утверждал, что на месте будет максимум +8 градусов, но путешественники приехали в +27 в тени.
Следующим пунктом назначения была Териберка.
– У нас был план: все вещи оставить в Териберке и на машине доехать до поселения Дальние Зеленцы (там находится Северная коррозионная станция – с советского времени исследователи наблюдали там за изменением состояния образцов различных сплавов. Местные говорят, что сейчас за станцией следит всего один человек – прим. ред.). Но местные покрутили у виска и отговорили – сказали, что мы машину там и оставим, обратно придется ехать на собаках, – со смехом вспоминает Юлия.
Дело в том, что в районе Териберки автомобилистам не рекомендуют съезжать с накатанных дорог: машины могут завязнуть в песках. Поэтому до многих мест, которые стоило бы посмотреть, можно добраться только на внедорожниках, с серьезными экипажами.
– Конечно, у нас за все путешествия бывали разные ситуации: Федя откапывал и тянул чьи-то машины, и мы скатывались в овраг, нас вытаскивали. Может отказать цилиндр в двигателе, или внезапно закончиться бензин из-за глюка датчика, а чиниться придется в деревне, рядом с тракторами. В любом случае, это приключения, и их нужно правильно принимать, – рассуждает Юлия.
По словам Юлии, несмотря на трудности, туристов в Мурманскую область приезжает много, в основном – из Москвы и Питера. Если у людей машина с номерами других регионов, местные встречают их практически как героев: Челябинская область кажется чем-то очень далеким.
У семьи Митюговых большой опыт путешествий – все началось с вылазок на водоёмы Челябинской области в качестве свиданий. Потом пара завела собаку, потом родился сын – казалось бы, больше никакого отдыха «дикарями» не будет. Но когда Мише исполнилось три года, Юлия и Фёдор не выдержали и рванули на Алтай. Со временем маленький Миша привык подолгу ездить в машине и начал получать удовольствие от путешествий.
– Главное давать отдыхать друг другу, обязательно разминать ноги (и лапы) – сделать остановку, поесть, погулять и отправиться дальше. Для сына мы брали книжки, раскраски, есть еще лайфхак для родителей – в машине очень хорошо идет игра, когда крепишь на лоб карточку и отгадываешь, что у тебя там изображено, – делится Юлия.
Митюговы уверяют: собаки тоже хотели в поездку. Когда Агата и Волчок запрыгивают в машину, уже точно знают – хозяева собрались далеко и намечается что-то очень впечатляющее. Например, возможность в волю носиться на берегу Белого моря, чем может похвастаться не каждый человек, что уж говорить о собаках.
– Из 16 дней путешествия мы бронировали кемпинг или домик только на трое суток – остальное время провели в палатке. Выбирали места, куда без вопросов заселяют с животными. Оказалось, что северное направление очень дружелюбное в этом плане. Там невероятные люди. Каждый раз благодаришь их за то, что они пускают с собаками, а они отвечают: мы же все понимаем, это члены семьи, – рассказывает Юлия.
Как истинная зоозащитница, Юлия даже в поездке не смогла пройти мимо оставленной в одиночестве собаки. Девушка рассказывает: выходя из магазина в Мурманске она увидела, как мужчина никак не решался привязать свою питомицу у входа, животное беспокоилось. Так что Юлия осталась присмотреть за ней, пока хозяин делал покупки. За это её угостили мороженым.
Кстати о еде: в поездке у Митюговых всегда с собой газовая плитка, котелки, чтобы приготовить горячую пищу, но Юля признается: по их маршруту достаточно придорожных кафе и столовых с вкусной едой, да и в кемпингах есть оборудованные места.
– Многие считают, что, мол, едешь в такую глухомань, на Северный полюс – да, он там через океан есть, но точно так же есть населенные пункты, города, магазины, столовые типа нашего «Патриота». Единственная трудность – заправиться. В Териберке заправок нет, последний раз заправляешься в Мурманске и дальше катаешься с тем расчетом, чтобы хватило до ближайшей заправки, – говорит Юля.
Из обязательных вещей для поездки за Полярный круг Митюговы выделяют затемненную палатку, репелленты – в Мурманской области только недавно закончился сезон мошки, но комаров все равно очень много, их даже видно на фото. Еще отличным приобретением называют автобокс (багажник, который крепят на крышу машины), он отлично вмещает необходимые вещи и разгружает салон. В целом же путешествие обошлось семье примерно в 100 тысяч рублей с учетом провианта, платных объездных дорог, бензина и аренды кемпингов. Кстати, более подробно о маршруте поездки, обязательных к посещению местах и лайфхаках Юлия обещает рассказать в своем телеграм-канале.
Напомним, ранее «Хорошие новости» рассказывали об опыте 21-летнего автостопщика Евгения Соловьева, который уверяет, что фраза «не заберешь попутчика — его съест медведь» на трассе Колыма-Владивосток перестает звучать как шутка: в тех местах их действительно легко встретить. А еще биолог из Челябинска рассказал нам о различии рационов южноуральцев и жителей Камчатки: например, там едят пирожки с папоротником. Кроме того, легендарный челябинский автостопщик Андрей Чекрыгин рассказал, как путешествовать по всему миру за 4000 рублей в месяц.
Кстати, у нас есть телеграм-канал Челябинский Ингалятор — подписывайтесь, чтобы читать еще больше хороших новостей