Челябинец Леонид Кошкин редко ходит в кинотеатры. Его мало интересует массовое кино и голливудские блокбастеры, ну разве что "В сердце моря". Зато предметом страсти Леонида стали трэшовые низкобюджетные фильмы с резиновыми монстрами, отрубленными головами из папье-маше и кетчупом вместо крови. Среди героев таких картин: томаты-убийцы, мотоцикл-вампир и, конечно же, зомби всех цветов, расцветок и степеней разложения. Такое направление в кинематографе носит название "эксплуатационное" (или экспло).
Год назад Леонид организовал клуб странного кино Jell-O Movies и проводит в Челябинских барах развлекательно-познавательные лекции, посвященные экспло-фильмам. Следующая лекция пройдет уже на этих выходных. Но корреспонденты "Хороших новостей" нетерпеливы и решили узнать о том, что же такое экспло-кино, с чем его едят, и что нормальному человеку там может понравиться.
Добрый день! Как вы решили создать клуб странного кино?
— Могу начать издалека, с 90-ых. Когда я был маленьким, лет 12, у меня был вдеомагнитофон. Мы постоянно обменивались кассетами с друзьями. И мне нравились странные фильмы: "Пятница 13" и какие-то дурацкие фильмы про роботов. Я вырос, у меня появился интернет, захотелось пересмотреть все эти фильмы. И так открыл для себя направление "эксплуатационного кино". Начал устраивать для друзей тематические вечера, мы могли за ночь 3-5 фильмов на одну тему посмотреть, например про постапокалипсис. Я делился с ними интересными фактами о фильмах. Информацию черпал в Интернете, правда, в англоязычном. И потом мне предложили с этими фактами выйти из дома. И я провел первую лекцию в баре United.
У вас какой любимый фильм в этом направлении?
— Наверное, "План 9 из открытого космоса". Фильм 1959 года Эдварда Вуда.
Почему такие фильмы называются "эксплуатационными"?
— Потому что такие фильмы эксплуатируют ту или иную тему. Они были низкобюджетные, сюжет был не важен, смысла особого нет. Зато много гонок, перестрелок, кровавых сцен, драк. Например, с 60 по 78 год был популярен жанр "спагетти-вестерн". Вестерн – это исторический фильм про ковбоев, снимали такое по началу в Америке. Но итальянцам этот жанр очень понравился и они решили, что кино про техасских ковбоев можно снимать и в Италии. В таких фильмах работали итальянские актеры, итальянские режиссеры. За 20 лет сняли 600 картин, в день по несколько фильмов снимали. Построят деревеньку, снимут один фильм, переставят декорации и поменяют ракурс, ещё один итальянский режиссер снимет фильм про ковбоев. Тему эксплуатировали до тех пор, пока она не надоедала зрителям.
Как же за один день снимали кино, фильмы были короткометражные?
— Часто картины снимали одним дублем. Нет, фильмы такие длятся час двадцать минут.
Но ведь есть Голливудские фильмы, почему людям было интересно кино такого низкого качества?
— Эксплуатационные фильмы содержали в себе много кровавых сцен. Именно независимые режиссеры начали снимать кино про маньяков-убийц и зомби. 20 век Фокс не мог себе позволить это, ведь чем больше крови, тем выше возрастной рейтинг. Высокий рейтинг приводит к низким сборам от фильма. Поэтому про зомби Голливуд начал снимать десятилетия после того, как это стали делать независимые режиссеры. В то время как в 1968 году в фильме "Ночь живых мертвецов" зомби обмазывали шоколадным сиропом, который напоминал кровь, но выглядело трэшово.
Это был единственное преимущество низкопробного кино?
— Разные ситуации были. Например, в какой-то период были популярный фильмы про байкеров. Голливуд снимал либо романтичные картины или приключенческие фильм про мотоциклистов. Играли байкеров известные актеры. Когда же за дело взялись независимые режиссеры, в их фильмах главные роли исполняли только-только выпустившиеся из театральных училищ актеры. А на массовку брали настоящих байкеров. Роджер Корман ездил к Ангелам Ада, чтобы договориться с ними о съемках в "Диких Ангелах". Акцент в таких фильмах был сделан на мордобоях, постоянных пьянках, мотоциклах. Байкеры играли сами себя. Это было достовернее Голливуда. Голливуд же не мог взять непрофессиональных актеров (ещё и байкеров) к себе на площадку, их было бы очень тяжело контролировать.
Откуда люди узнавали про эксплуатационное кино? Его разве показывали в кинотеатрах, оно появлялось на кассетах?
— В прошлом веке в Америке существовало множество частных кинотеатров. Это могли быть грайндхаусы или кинотеатры под открытым небом драйв-ин, туда ещё парочки или компании приезжали на авто. И фильмы в кинотеатрах появлялись так: допустим, я снимаю фильм, отношу его владельцу кинотеатров, он его покупает за 10 тысяч долларов и делает с ним что угодно (перепродает другим кинотеатрам или показывает какое-то время), а я на эти 10 тысяч снимаю следующий фильм, чтобы опять его продать. Билеты стоили очень дешево. Такое явление развивалась параллельно системе прокатов в больших кинотеатрах.
В России было эксплуатационное кино?
— В России с "экспло" большая проблема. Дело в том, что золотой век этого направления приходится на 70-ые годы, а в это время у нас ещё был СССР и подобные вещи вообще не снимали по понятным причинам. Когда в 90-ые все это приехало к нам из запада на видеокассетах и люди про это узнали, чуток начали снимать. В к двутысячным годам это стало просто немодным.
Что же сейчас? Почему в России не снимают эксплуатационное кино?
— Потому что люди хотят на этом заработать или прославиться, а это сложно. Больше любят снять какой-нибудь заумный арт-хаус и попасть с ним на фестивали. На Западе ситуация другая, там люди до сих пор снимают эксплуатационные фильмы просто ради развлечения. Они могут себе это позволить, в более или менее хорошем качестве снять фильм. Сейчас для эксплуатационного кино популярны темы постапокалипсиса и зомби. В России встречаются попытки снять похожее, например сделали фильм "Zомби каникулы". С хорошими режиссерами, известными актерами и неплохим бюджетом.
Разве это будет эксплуатационное кино? Оно же профессиональное.
— Получилось кино плохо, поэтому эксплуатационное (смеется). Иногда тяжело определить, является та или иная картина эксплуатационной. Тот же "Зеленый слоник". Я считаю, что это самый известный эксплуатационный фильм в жанре "трэш".
Сейчас снимают экспло-фильмов меньше даже в Америке, чем чем в 70-ых. Из-за чего это произошло?
— Большой удар по эксплуатационному кино нанесли "Звездные войны", которые вышли в 1976 году. Многие сейчас смотрят первый фильм и не понимают, что в нем такого. А в 1976 году картина подняла на новый уровень жанр фантастики. Люди ходили на этот фильм по нескольку раз, для 76 года в фильме отличные спецэффекты. Фильм опередил свое время. Потом сняли фильм "Челюсти", где акула была не на веревочке, а как настоящие. Это намного превосходило по качеству то, что люди смотрели тогда. За чуть большую цену аудитория получала намного больше и интерес к эксплуатационному кино начал пропадать.
Вы рассказываете очень интересные вещи. Не хотели бы научную работу на эту тему написать?
— На "Печа-Куча" моя тема не подойдет. На "Курилку Гутенберга" я пробовал отправлять заявку, но мне сказали, что тема не научная. Поэтому не взяли. А научную работы, если честно, мне писать лень. Я знаю человека в России, который пишет книгу, посвященную эксплуатационному кино. Он живет в Москве, я иногда с ним консультируюсь.
Какие у вас планы о развитии клуба, лекциях?
— Пока что мы выбираем какой-то жанр или жанры и я рассказываю о нем с помощью кадров из презентации. Потом смотрим фильм. Как-то раз договорились с парнем из Пензы, Дмитрием Родимовым, связались с ним по скайпу и он рассказывал гостям о женских тюрьмах в эксплуатационном кино. Хотели бы такие вещи проводить чаще. А когда будет на лекции ходить стабильно по 30-40 человек, привезем из Екатеринбурга Виктора Мурзикова. Он снимает "домашнее кино", один из ведущих режиссеров России в этом направлении. Фильмы сняты на коленке, но они самобытны и интересны.
Следующая лекция, посвященная эксплуатационному кино, пройдет 20 августа в 18:00 в бургерной "Вхлам" по адресу ул. Свободы, 72. Леонид Кошкин расскажет о многом, а вот о картине "Пентхаус живой мертвечины" не расскажет, так как этот фильм пока еще не сняли. Вход совбодный.