Представьте фотографию, скажем, леса. Любого: зимнего, летнего, вечернего, утреннего. А теперь в своем воображении впишите туда белого (или черного) человечка. Пусть он будет нежным, немного грустным, любознательным и очень добрым. Готово. В вашей голове — рисунок челябинской художницы Светы Землянской. Девушки, которая сама придумала совмещать графику и фотографию в один общий арт-стиль. Девушки, которая делает самые добрые и сердечные открытки во всем Южном Урале. Мультипликатора, который не закончил ни один мультик, пока не нашел свой путь.
Света, вот ты берешь фотографию и вписываешь, врисовываешь туда своего черно-белого персонажа. Это вообще что за стиль такой?
— Я не знаю, на самом деле, как это назвать. У меня это произошло интуитивно. Мне всегда чего-то в рисунках не хватало, то есть это была просто черно-белая графика. И при этом я всегда ходила с фотоаппаратом и снимала листочки, пылинки, травинки, небо, лес. И в какой-то момент у меня случился "инсайд", я поняла — вот оно, да, надо объединить фотографию и рисунок. Это же и есть то самое, что отражает мое мироощущение — персонажи, которые вписаны в естественную среду. В мире уже снимают такие мультики. Но я к ним только иду. Кстати, я-то заявляю себя как мультипликатор, но чаще преподаю мультипликацию, вместо того, чтобы делать что-то свое.
То есть, у тебя своего опыта мультипликации нет?
— Собственный опыт мультипликации у меня есть. Это в большинстве своем черно-белые графические мультики. Но они незакончены, их нигде не показывали. То есть я рисовала, и в какой-то момент мне начинало казаться, что это недостаточно выразительно. Не то, чего я хочу. А вот если ты решишь меня спросить, чего я все-таки хочу, то это, пожалуй, будет ключевым вопросом. Ибо я хочу быть честной и искренней. А это самое сложное.
Но вроде зимой ты над чем-то таким работала…
— Да, зимой мы отсняли большой материал. Это фоны для мультфильма. Мы снимали в основном лес, снимали природу в парке Гагарина. То есть у меня есть видео, а персонаж будет в мультике нарисованный. Это будет, конечно, мой привычный герой — малыш, которому очень интересно и очень страшно. Я надеюсь, история получится хорошей. Да, пусть пока тизер будет таким.
Ты сказала, мол, сложно быть искренней. По твоим словам, на втором месте в "рейтинге сложности" — закончить начатое?
— Да. У меня лично бывает так, что вроде вот мне все нравится, даже режиссура, которую я туда, в мультфильм, закладываю, и в итоге чувствую — нет, не соответствует это моим ощущениям. Я это бросаю. Потом начинаю что-то еще. Опять бросаю. И так постоянно. Но однажды я поняла, что раз нашелся такой органичный способ объединить мои рисунки и фотографии мира, то видео, вероятно, будет действительно тем самым, что я закончу, и что в итоге получится очень круто. Хотя, вот мы сейчас снимаем очень много видео для проекта "30 шагов", и снова нет времени на что-то свое. А мультипликация — это ревнивая такая штука. Надо над ней работать и не отвлекаться: просыпаться и начинать рисовать. И засыпать, рисуя.
Вот тебе 27 лет, и сколько ты рисуешь? Помнишь момент, когда поняла, что ага, буду художником?
— Очень хорошо помню. Мне было 12 лет. Бабушка, которая меня воспитывала, работала судьей, а старший брат тоже уже шел по ее юридическим "стопам". И я помню, что вот мне 12, и я четко понимаю, что я буду художником. Сто процентов. И я пошла тогда в художественную школу. Сама туда поступила, начала заниматься, сидела, кстати, в одной аудитории с шестилетками. С начинающими, то есть. И очень быстро я поняла, что рисовать горшки и головы — это вообще не про меня. Ну, потому что у меня настолько болела рука и, видимо, сердце, что я рыдала каждый раз, когда выходила из художки. Прагматичные родственники смотрели на меня скептически. Тем более, что они всегда задавались вопросом "Художник?! Это что вообще? Профессия? Серьезно?". За этот скепсис я им до сих пор благодарна, потому что именно он мне добавил решительности стоять на своем в плане творчества.
И ты бросила художку…
— Да. У меня бросать что-либо вообще получается очень хорошо. Я два высших образования бросила: режиссуру кино и телевидения и дизайн в рекламе. Небольшое отступление: когда я бросала свою вторую "вышку" я уже работала, снимала кино и на парах мне не сиделось вообще. То есть мне практики подавай. Лучше, на мой взгляд, попасть в экстремальные полевые условия и выбираться из них, чем сидеть и слушать историю про то, что где-то эти условия есть и сейчас мне расскажут, как правильно из них выбраться.
И вот когда я осознала, что художка не вариант, я поняла, что все придется делать самой. У меня была большая пачка "Снегурочки", я взяла один белый лист, черную гелиевую ручку и начала рисовать. Все время. Всегда: после школы, в школе, в кровати, за столом. Постоянно.
Уже тогда "прорисовывались" твои персонажи, твои малыши?
— Да, конечно. Правда, когда я смотрю на свои старые рисунки, мне становится слегка не по себе. Рука еще не твердая. Чистоты рисунка нет. Но, при этом мне хватало уже тогда смелости ходить по каким-то издательствам, по каким-то конторам и предлагать свои рисунки. Я приходила и говорила, мол, смотрите, вот я рисую, я художник, давайте поработаем.
И что, соглашались?
— Да, журнал "LюMON". Я в нем делала несколько иллюстраций. Мне было 17 лет, я пришла к ним со своими рисунками, и они меня взяли. Для меня это было просто феерично. Это же целый заказ, это печать, это гонорар, в конце концов. Я эту открытую дверь восприняла как официальное признание. Но были и те, кто смотрел мои рисунки и говорил "Больше никогда и никому это не показывайте, Светлана". Конечно, я расстраивалась, но упорство все же свое дело в итоге сделало и укрепило меня.
Ну, следующий вопрос, он как бы напрашивается сам собой. Есть ли какой-то лайфхак от Землянской для тех, кто стучится, и кому не открывают?
— Для меня работает следующее. Искренне делать то, что хочется, к чему лежат и душа, и сердце. Делать много и хорошо. Практиковаться. Делиться этим. Сейчас ведь я никуда не хожу — люди сами приходят ко мне, находят меня. Видят мои работы. Это как с виолончелью.
Кстати да, ты ведь решила научиться на ней играть. Почему сейчас? Как так?
— На самом деле у меня виолончель очень давно. Я ее купила лет пять назад, и даже тогда регулярности занятий, дисциплины мне не хватало. Хотя я уже немного занималась. Музыкой надо заниматься 3-4 часа в день. Для меня радость и 15 регулярных минут. А в этом году мне повезло. Я нашла просто потрясающего учителя. Причем это "рука Вселенной" опять же здесь как-то сыграла свою роль. Оказалось, что ей нужны уроки мультипликации. И теперь у нас очень интересный симбиоз. Я ее учу рисовать мультики, а она меня — играть на виолончели. Нарочно не придумаешь. И сейчас я понимаю, что не хватает мне дисциплины и лишних двух часов в сутках.
И последний вопрос. Твои открытки. Любимые многими, такие нежные открытки Землянской. Как они появились на свет?
— Вот я рассказывала про журнал. За несколько лет до «LюMON» я приходила в "Красный куб" и предлагала свои работы. Ну, то есть, я сразу знала, что хочу делать открытки, которые, собственно, и делаю сегодня. Так вот мне тогда было без разницы, сколько мне лет, без разницы, что это сетевые магазины. Я приходила и показывала свои работы, просила какие-то координаты руководства. И однажды я увидела открытки в продаже, а на них были координаты. Я поняла, что это Челябинск, связалась с изготовителем. Ею оказалась некая очаровательная Ирина. Я ей показала свои рисунки. У нее на тот момент уже была своя мастерская, и она мне говорит "Давай делать открытки". И мне открылся дивный новый мир. Это были полтора года потрясающей очень честной, очень творческой и интересной работы. Поэтому, еще раз отвечая на вопрос, что нужно делать людям перед закрытой дверью… Я не думала, что буду делать календари. Уж точно я не думала, что мои открытки будут пользоваться спросом и будут кому-то нужны. Но я очень хотела это делать. Гораздо позже, чем "Красный куб" и "LюMON", мой муж сказал мне "Может, напечатаешь то, что ты делаешь в виде открыточек?". И я напечатала. И оказалось, что это очень классно: красиво, качественно и нужно людям. Поэтому, делайте. Все время делайте и улучшайте то, чем вы заняты.