Диалог

Космонавт Олег Артемьев: "С американскими астронавтами на МКС мы меняем наш творог на их мидии"

Космонавт Олег Артемьев: "С американскими астронавтами на МКС мы меняем наш творог на их мидии"

В Челябинске побывал российский космонавт-испытатель, герой России и один из самых известных “космоблогеров” страны Олег Артемьев. Здесь он встретился с воспитанниками интернатов и гимназий, нажал на Красную Кнопку, установленную в центре города в рамках проекта Роскосмоса "Подними голову" и успел написать "Тотальный диктант". 

"Хорошие новости" перехватили героя, прогулялись с ним по городу и расспросили о любимой еде в тюбиках, автомобилях, на которых ездят космонавты и отношениях между американскими и русскими астронавтами.

Олег Германович, правда, что Челябинск — один из ваших любимых городов? Извините, конечно, но с чего вдруг? Все-таки вы родились в Риге, росли на Байконуре, высшее образование получали в Москве и там же живете сейчас, а тут вдруг Южный Урал…

— Да, правда. Мы здесь частенько бываем, особенно когда проходят поисково-спасательные экспедиции, инструкторско-методические сборы. Все это проходит здесь, близ Челябинска, два раза в год. Здесь у меня друзей очень много: одни из них бывшие поисковики мне даже песню написали в честь первого полета, я клип показывал в челябинском детском доме №9. Мне нравится гулять по Челябинску: у вас есть сфера влюбленных у кинотеатра — очень красивая, вот сегодня на площади Революции я нажал на Красную Кнопку "Роскосмоса" — отличная прогулка получилась.  

Вас ребята из интерната спрашивали, верите ли вы в инопланетян, и вы ответили, мол, верю, но не говорю об этом особо. А почему? 

— Ну, потому что если я буду об этом много говорить и рассуждать, меня отправят лечиться (смеется). Многие из бывших космонавтов, а ныне пенсионеров об этом говорят гораздо активнее — вы в интернете почитайте. То им что-то показалось, то они что-то видели. Если мне что-то покажется или я что-то увижу во время полета в космос, я обязательно это зафиксирую — на такой случай по всей МКС "раскиданы" фотоаппараты и камеры, чтобы космонавт, находящийся в любом месте станции, имел возможность оперативно отследить какие-то события и изменения. Но это больше касается работы внутри станции, чем за ее пределами, а каких-то специальных инструкций насчет встречи с НЛО у нас нет. 

А вы знали до сегодняшнего приезда в Челябинск, что здесь есть своя "МКС" — энергетическая? 

— Да, знал, и это, конечно, символично и удивительно, что я работал на Международной космической станции, а теперь оказался тоже на "МКС", только уже челябинской, энергетической, как вы сказали. И я же Челябинск очень люблю, поэтому приглашение энергетиков на 11-летие компании, на встречу со школьниками из подшефных гимназий и детских домов принял с большой радостью. Хотя, знаете, я до последнего не был уверен, что приехать получится. Сейчас же год космонавтики, и у нас очень-очень много приглашений: обязательных официальных и приглашений от детских домов, детских садов, школ. И их посетить очень хочется. Так что я очень рад тому, что эта поездка состоялась — она и для меня полезна, и для всех детей, с которыми я встретился. 

Когда мы брали интервью у вашего коллеги и нашего земляка космонавта героя России Максима Сураева, он рассказывал, что очень любит покушать на орбите апельсины и помидоры — мол, это свежий и вкусно пахнущий "привет" с Земли. А у вас какая любимая космическая еда?

— Самая любимая это творог с орехами в тюбике. Облепиховый творог еще. Это очень вкусно. Такое лакомство на МКС считается "валютой", потому что есть только у российских космонавтов и можно поменяться с американскими, например, на креветки или мидии. Вот мы и меняемся — у нас мало морепродуктов, зато достаточно творога, который американцы тоже очень любят. 

То есть, санкций на орбите нет никаких?

— Ну что вы, какие там санкции. В космосе политики нет никакой. Сегодня один из самых мирных проектов, который есть между нашими странами и не подвержен никаким волнениям — это проект Международной космической станции. Запретных тем тоже как таковых нет, разве что ты сам их выберешь. Экипаж ведь назначается за два года перед полетом и у космонавтов есть время познакомиться, сблизиться, сработаться и узнать "больные места" друг друга, чтобы в стрессовых ситуациях ни в коем случае не наступать на них. От уважения зависит выполнение программ полета, и конфликтов не должно быть никаких. 

У вас в блоге есть фото, где вы в невесомости на орбите держите целый мешок детских игрушек — это что такое? Откуда такое "богатство"? 

— Фото я сделал 1 июня в международный день детей. Игрушек там скопилось много, и я собрал их все и сфотографировался. Игрушки же как, космонавты используют в качестве индикаторов невесомости, поэтому у каждого из нас было по одной хотя бы, когда мы прилетели. Кроме того там летают игрушки, которые забыли забрать предыдущие экипажи — они, бывает, в невесомости улетят куда-нибудь в угол и их не найти. А потом следующий экипаж осуществляет, например, замену приборов, и раз — увидят игрушку. Там, знаете, и дельфин, и верблюд, и утята, и жираф, и динозавр — я всех собрал и сфотографировался. А сам лично я брал олимпийские символы, так как летел в Олимпийский год: Мишку, Леопардика и Зайца. А еще брал сову — наручную игрушку своего сына Савелия, ему тогда было три годика. Игрушку я надевал на руку и получался кукольный театр, и я показывал сыну во время скайп-конференций, мол, вот она прилетела, сова уже в космосе. 

В Челябинске вы успели написать "Тотальный диктант", который в 2014 году впервые писали на МКС. Ну и как, удобнее писать на Земле или в космосе? 

— На Земле текст писать было, конечно, гораздо удобнее — в условиях невесомости то листок улетит, то ручка. В 2014-м вообще неожиданно получилось, практически перед полетом ко мне обратились представители этой акции чуть ли не с мольбой. Они, оказывается, просили всех членов экипажа поучаствовать в "Тотальном диктанте", а те отказались. И я был крайним, к кому они подошли — "На вас вся надежда". Я и согласился. На орбите, когда пришло время писать, я вырвал две страницы из бортового журнала, где мы записываем все показания приборов и доклады на Землю. Написал, сфотографировал и отправил. А уже потом, после возвращения на Землю, вот эти листы с диктантом и ручку передал в Калугу — в музей космонавтики. Написал, кстати, на "пять с минусом", хотя в школе у меня была четверка. Как в этот раз написал, еще не знаю — результаты пока не пришли. Вообще считаю, что космонавтам грамотность обязательно нужна. Очень коробит, когда читаешь неграмотные предложения и радиограммы, которые приходят с Земли. Из-за ошибок можно сделать не ту работу, которую от тебя требовали.

Вопрос от нашего редактора-автолюбителя: на чем ездит космонавт? 

— Я приверженец машин с полным приводом. Мы в такой стране живем, где нужны такие автомобили. Первые две машины у меня были "Нивы", на обеих я проехал по 400 тысяч километров. Затем взял Mitsubishi Delica, потом была Suzuki Jimny, а сейчас Mitsubishi Pajero. Но я все-таки хотел бы большой автобус вроде "делики", но не делают сейчас полноприводных минивенов. 

Олег Германович, а есть у вас любимый анекдот про космонавтов? 

— Да. Я рос на Байконуре, где никто из мальчишек не хотел быть космонавтом. И у нас был в ходу анекдот про двух товарищей, которые выходят на берег реки Сырдарья и одни говорит "У меня старший брат хочет быть вулканологом, а средний — космонавтом…", друг его спрашивает "А ты кем хочешь быть?" и тот отвечает "А я хочу быть врачом, чтобы их от этого вылечить". 

Похожие новости:

Читайте также: