В чем секрет успеха главного кинособытия 2023 года — сериала «Слово пацана»? Что такое «культура окраин» и кто он, герой современной российской молодежи?
Об этом «Хорошим новостям» рассказала один из ведущих специалистов России в области социологии молодежи, директор Центра молодежных исследований петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Елена Омельченко. Елена Леонидовна родилась в Челябинске. В этом году ей вручили премию «Светлое прошлое», которой награждают уроженцев Челябинской области, которые прославились своими достижениями.
— В чем феномен «Слова пацана»? Почему сегодня так «выстрелила» эта история конца 80х — начала 90х?
— На мой взгляд, это прежде всего хороший фильм. Сильная режиссерская работа, отличная игра актеров. Его сняли по документальной книге — и достоверность истории тоже отлично сработала на популярность «Слова пацана». Есть небольшие киноляпы, но атмосфера того времени — квартиры, быт, ненужность этих детей показаны интересно, точно. Но, в то же время, мягко и ненавязчиво. Романтизации бандитизма я здесь не вижу.
Первая реакция властей Татарстана на фильм была негативная. Можно по-разному относиться к этому сериалу, видеть недостатки, бояться подражания, но то, что он вошел в топ — несомненно. Мне как социологу приятно, что фильм снят достоверно. Времена были трудные, но так они и показаны. Я обсуждала фильм со студентами: естественно, никакого желания повторять показанное у молодежи нет. Да, фраза «С какого района, чушпан?» завирусилась, выражения пошли в народ, актеры стали мегазвездами — но это реакция на качественный фильм, а не на то, что в нем показано.
Сериалу удалось попасть в болезненную культурную точку. Время конца 80-х, 90-х удивительно тем, что не было светлым, но до сих пор вызывает желание разобраться — что это было? Помните, года 3-4 назад в моду вернулись стиль, культура, музыка девяностых? В среде социологов было немало дискуссий, почему так случилось. Возможно, это связано и с тем, что когорта людей, прошедших через девяностые, сейчас вошла в эстеблишмент. А люди, которые тогда были маленькими, сейчас выросли и тоже хотят разобраться в феномене того времени.
О многом говорит тот факт, что мои зарубежные коллеги-социологи, в том числе европейские, смотрят и обсуждают «Слово пацана». Подобный бум был, когда в 2001 году в чарты вошла группа «Тату». Тогда я была в Англии, там все стояли на ушах и обсуждали «Тату». В общем, подобного не случалось давно.
— Насколько этническая составляющая важна для формирования субкультур?
— Я долгое время жила в Ульяновске, рядом с Казанью. Все регионы Поволжья были охвачены молодежными группировками. Эту историю назвали «казанским феноменом», но это не более чем термин, придуманный социологами. Если говорить о Татарстане, то в «Слове пацана» показаны его коренные жители, а между русскими и татарами редки этнические разборки. Другое дело — когда речь идет о мигрантах, или достаточно тонких моментах, связанных с культурой народов Кавказа.
Если продолжить разговор о молодежных группировках, то они процветали и в тех же подмосковных Люберцах, и в Питере. Когда шла индустриализация, новые районы росли быстрее, чем «подтягивались» инфраструктура и культура. Во всех маленьких отдаленных райончиках растущих мегаполисов в ситуации невозможности цивилизованного времяпрепровождения формировалась культура молодежных группировок. Родители вовлечены в работу, им не до детей, деньги маленькие, холодильники пустые. Это культура окраин, которая воспроизводилась во многих местах России вне зависимости от этничности.
— Повлияла ли на нынешние молодежные субкультуры спецоперация?
— Субкультура — вещь, в первую очередь имеющая отношение именно к культуре: новым героям молодежи, новым идеям в музыке, моде. Все это притухает, когда звучат пушки.
— Какие сейчас основные субкультуры в России? Раньше были очень яркие персонажи — эмо, скины. Кто пришел им на смену?
— Если говорить о ключевом тренде — это k-pop. Отчасти — Япония с анимешниками. Восточно-азиатская культура очень активно развивается, причем это не цельный пласт. Есть внутри нее субкультуры более мягкие, художественно ориентированные, а есть милитаризированные — те же ЧВК «Редан». Естественно, в Россию восточно-азиатская культура входит через приграничные Владивосток, Хабаровск — там просто больше взаимодействия с ее первичными источниками, специализированных магазинов, книг.
Отдельное направление — TikTok-культура. Это не классическая субкультура, скорее, модное движение. Она очень пластична. Тренды и мысли в ней сменяют друг друга столь же быстро, как краткие, быстро меняющиеся фрагменты информации в TikTok. Сейчас субкультур много, но они более маленькие и дробные, чем раньше. Классические субкультуры — панки, готы, скины растворяются в этом многообразии.
— И раньше в эти движения было заложено больше идейной составляющей. Сейчас их представители больше напоминают косплейщиков.
— Да. Кстати, Урал на всю страну славится историями субкультурной молодежной жизни. В соседнем Екатеринбурге активно развивалась рок-культура, выросли многие известные на всю страну музыканты — группа «Чайф», «Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус», «Смысловые галлюцинации». В начале 2000-х Урал был ярким молодежным пространством: панк-рок, гранж, продвижение демократичного стиля. Челябинск это тоже затронуло.
— А кто современные герои российской молодежи?
— Корейские айдолы (молодые поп-звезды с кукольной внешностью, которые поют, снимаются в дорамах. Прим. ред.), многочисленные мальчиковые корейские группы — музыканты и певцы. Российские тик-токеры, блогеры, лидеры стендапа. Молодость — это время встреч, коммуникаций, самовыражения, поиска «своего круга». Субкультуры выполняют функцию социализации. А молодежь всегда испытывает потребность иметь своих гуру, чтобы на что-то ориентироваться.
Фото: Надежда Тютикова; видеосервис Wink , онлайн-кинотеатр Start — кадры из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»; открытые источники.