Мы встретились с нашей землячкой Мирой Петрушкиной, которая семь месяцев кряду без выходных трудилась на 17-этажном судне в Южном океане.
В 25 лет челябинка Ведамира Петрушкина успела поработать официантом не только в южноуральской столице, но и в соседнем Екатеринбурге, Петербурге и даже на Крите. А совсем недавно она вернулась из 29-недельного круиза — плавая на гигантском лайнере, Мира работала помощницей официанта. Вернулась с багажом поучительных историй и неплохим гонораром.
"Хорошим новостям" она рассказала, можно ли разбогатеть, работая на круизном лайнере, что сделать, чтобы не стать жертвой мошенников и как коммуницировать в интернациональном коллективе и не свихнуться? Кстати, круизный лайнер она по-военному называла "кораблем".
Мира, правда, что этот корабль — самое крупное пассажирское судно в мире?
— Это вообще такая огромная лодка (смеется). Лайнер называется Allure of the Seas — "Очарование морей". Принадлежит он американско-норвежской компании "Роял карибиан", и до недавних пор он действительно являлся самым большим круизным лайнером в мире. Его длина 362 метра и ширина около 60 метров.. В высоту, чтобы было понятнее, он как 17-ти этажный дом. Но в этажах считать неправильно, потому что там палубы. Есть, например, нулевая палуба, а под ней еще две. То есть 17 палуб вверх и две вниз относительно моря. Я жила на нулевой палубе, и у меня ушла неделя на то, чтобы понять — оказывается, моя каюта находится под водой. То есть, когда лайнер в море, я как будто в аквариуме, и нулевая палуба уходит под ватерлинию.
Что значит "до недавних пор"? Есть еще больше "посудина"?
— Да. Все изменили 20 сантиметров. "Роял карибиан" в январе спустили на воду Harmony of the Seas, корабль, который на 20 сантиметров длиннее "Очарования". Поэтому официально, тот корабль, на котором плавала я — он уже не самый большой. Но все понимают, конечно, что эти 20 сантиметров — это, чтобы повыпендриваться.
Сколько человек может одновременно быть очарованными на Allure of the Seas?
— Максимальная посадка пассажиров у нас была 6400 гостей. И персонала там работает 2200 человек. Когда лайнер полностью забит, на борту находится 8600 человек. Это такое маленькое государство, которое ходит по двум морским маршрутам. Первый — Багамские острова (Нассау), Сен-Мартен и потом Сен-Томас. Сен-Мартен, кстати, поделен напополам между Францией и Нидерландами, а Сен-Томас — это американский остров. После того, как корабль прошел по этому маршруту он выгружается и загружается снова во Флориде, после чего плывет по второму маршруту: Косумель (Мексика), Фалмут (Ямайка) и Лабади (Гаити). Один круиз — семь дней.
И ты круизов за полгода сделала 29?
— Да, 29. Без выходных.
А как вообще получилось, что ты там оказалась? С чего все началось? Ты проснулась однажды утром и сказала себе — "Все, я хочу на круизный лайнер"?
— Примерно так и было. 2015 год, я переехала из Челябинска в Питер работать. Там мне хватило трех месяцев, чтобы осесть, освоиться и заскучать. Причем так, что я готова была бежатьна все четыре стороны, и тут вспомнила, что есть же круизные лайнеры, на которые можно устраиваться и работать. Нагуглила себе интервью (собеседование с работодателем — прим.ред.) буквально за час. Решение было молниеносным, да. Хотя на подготовку документов у меня потом ушло около месяца.
Что из себя представляет интервью?
— Это собеседование с компанией по скайпу. Тебе задают вопросы по вину, по еде, спрашивают, какие соусы ты знаешь, где ты работаешь, какой у тебя опыт. Интервью на английском, но оно несложное, стандартное.
Какие критерии отбора персонала?
— Я работала не официантом, а находилась на позиции помощника официанта — это "принеси-подай". Для того, чтобы попасть работать на такую позицию, достаточно знать английский язык, иметь опыт работы от года в ресторане хорошего уровня и здоровье как у космонавта. Потому что физически это неимоверно тяжело. На позиции выше требований больше. Но с другой стороны, для меня было удивительно, что при достаточно высоких критериях отбора — якобы — многие плохо говорят по-английски.
Что за документы нужны, чтобы попасть на лайнер? Оформление платное?
— Много документации, на самом деле, списки можно посмотреть детально, если уже серьезно решишь устраиваться. Я документы оформляла через агентство, которым в итоге осталась очень недовольна. Дело в том, что, когда ты понимаешь, как это все работает, тебе становится обидно за те деньги, которые с тебя содрали. Сначала, например, я заплатила 6000 рублей за сопровождение, а потом мне нужно было заплатить еще 600 долларов. Агентство — это посредник между тобой и "Роял карибиан" в данном случае. Но на самом деле все можно сделать напрямую, и это не сложно: заходишь на сайт компании-работодателя и пишешь им, а они тебе высылают список всего, что нужно сделать. По сути, когда ты платишь агентству, ты платишь за трудоустройство, но фишка в том, что агентство и так за твое трудоустройство получит деньги от компании, когда ты отработал контракт. Тебе платить не обязательно, но об этом агентство тебя не предупреждает.
Шулерство?
— Ну, типа того. Причем, когда ты уже заплатил им все деньги, и они тебя сопроводили — это, кстати, отдельная тема, потому что при сопровождении у них тот еще бардак — агентство присылает тебе специальную бумажку. В ней сказано примерно следующее "пожалуйста, распишитесь, что вы не платили нам денег за трудоустройство". И это, конечно, напрягает. Особенно, когда они до последнего тянут с предоставлением тебе всех документов с той стороны: собственно контракта, электронных билетов на самолет и прочего. Контракт они мне прислали за две недели до того, как я должна была уже быть на борту.
Что касается трат, сколько в целом нужно денег, чтобы попасть на лайнер… работать?
— Я оплачивала себе билеты на самолет. Их мне заказывала компания, но оплатить нужно было мне. Это особенные "морские" билеты. Они стоили мне 700 евро. Плюс сборы и виза. Если все посчитать: визу, сборы, перелет, медкомиссию, то у меня ушло порядка 140 000 рублей. Но 600 долларов агентству, как я уже сказала, можно было и не платить. У меня была знакомая из Питера, она написала в "Роял карибиан", где сообщила, что с нее агентство требует денег за трудоустройство. Агентству пришлось несладко, денег с девочки не взяли, но трудоустроили.
Есть что-то, на что деньги можно было и не тратить?
— Да, я с собой повезла очень много ненужных мне вещей. Агентство выдает список вещей, которые нужно взять с собой. Помимо мыльно-рыльных принадлежностей, они говорят девочкам купить 20 пар колготок телесного и черного цвета. Но на самом деле, нужны тебе колготки или нет, зависит от твоей позиции. У меня позиция была такая, что речи о юбке не шло, я работала в брюках. В итоге 20 пар колготок, на которые я в России потратила 3000 рублей, я привезла обратно. Или, например, они говорят — нужны две пары обуви: простую и на каблуке для официальных вечеров. Это траты, причем немалые. Я купила себе хорошую обувь, потому что знаю, что такое рабочая обувь официанта — она должна быть очень качественной и очень удобной. Что мне из этого пригодилось? Правильно, ничего. Потому что в обычной обуви на лайнере ходить невозможно: ты заходишь на кухню, а там кафель и полы скользкие. Поэтому ты должен ходить там в компанейской обуви — ее продают прямо на корабле. У нее нескользящая подошва. И если ты там вывернешь лодыжку в своей обуви, то это не проблема компании.
Тогда как понять, что брать, а что не брать?
— Надо залезть в соцсети и пообщаться с теми, кто там уже был — на корабле, где вы собираетесь работать. Там много русскоговорящих, много ребят из Украины. Я этого не сделала, и теперь сама могу давать советы.
Мира, а сколько ты привезла? Потратила 140 000, это мы выяснили, но зарплата-то наверняка себя оправдала?
— Я не хочу говорить, сколько я привезла, но давайте скажу по-другому. Я отдала 100 000 рублей долг родителям, потому что мне пришлось у них занимать. Помогла им же с деньгами, когда им нужно было. Во время круизов я ни в чем себе сильно не отказывала: покупала себе одежду, обувь, телефон, колонку купила. Я привезла всем классных подарков. Сразу, как приехала, обставила свою квартиру мебелью и техникой. Навела красоту у себя на голове, съездила в Питер, и еще могу какое-то время не работать. Но лучше бы, конечно, работу найти в ближайший месяц, чтобы та сумма, которая осталась на счету, она бы у меня осталась.
Кроме русскоговорящих твоих коллег, откуда еще приезжали люди работать на корабле?
— Очень много на корабле филиппинцев, ямайцев, индонезийцев, индусов, китайцев и большой наплыв из Украины и России, да. Румыны, болгары и хорваты тоже есть, но их меньше. Оказывается, в таких странах как Индия, например, существуют школы "Роял карибиан", где люди учатся специально для работы на корабле. Изучают английский язык, проходят курсы по сервису. Вообще, у меня до сих пор сносит крышу от того, как много там всех и какие все разные. Если ты по первости заблудишься на корабле, то тебе начнут объяснять на английском, который у всех свой, а ты начнешь это переводить на свой… К этому надо быть готовым, это довольно сложно.
Что из себя представлял ресторан, в котором ты работала?
— Это называется Dining Room. Это был основной ресторан. Система ресторанов на корабле вообще такая: существует бесплатная еда, когда люди заплатили за круиз и ходят едят бесплатно в разных локациях; а есть рестораны платные. Это был как раз бесплатный ресторан. Он открывался почти всегда только на ужин, а днем я работала в буфетной зоне — второй по величине фуд-зоне на корабле. Dining Room — это три этажа; каждая посадка здесь на 600-700 человек в зависимости от этажа. Это огромные пространства, просто нереальные. В среднем у нас было 2-3 посадки за вечер, то есть около трех тысяч людей, которые заплатили за круиз, пришли на ужин, заказали по меню, что хотят и не платят за это.
То есть чаевых там не бывает?
— Ну, почему. Это зависит от везения и того, как ты работаешь. На втором и третьем этаже каждый вечер ужинали в определенное время одни и те же люди. И к концу круиза через неделю вы уже любите друг друга, с тобой фотографируются на память и оставляют тебе денег. На первый этаж Dining Room переводили работать самых матерых. Я туда попала в последние три недели, и меня взяла гордость, на самом деле. Потому что за время работы у меня увеличился рейтинг — сначала я обслуживала 12 стульев, потом 14, а к концу вообще 22 человека в одну посадку. Офигела, ведь дальше уже было просто некуда, и тогда меня перевели. Там было очень круто — как в нормальном ресторане. Если ты работаешь в связке с хорошим официантом, то на второй-третий вечер у вас уже есть постоянные гости, которые на ресепшн приходят и просят именно вас. У нас были, например, такие гости, которые ждали нас.
Работа на износ, физические нагрузки, языковой барьер, привыкание спать "под водой" — что было все же самым сложным?
— Самым сложным… и это, пожалуй, причина, по которой я туда больше не поеду, для меня было доказать свою состоятельность. Первые две недели, пока ты потерянный, маленький и вообще ничего не смыслишь, ты ходишь, спрашиваешь, слушаешь, и тобой вертят, как хотят. И когда ты начинаешь понимать, как все работает, тебе продолжают все давать советы и указывать — все же начальники — какие-то вещи вплоть до мелочей по сервису. Очень надменно. Это странно звучит, но там действительно все пытаются тобой руководить и доказать свой уровень, доказать профессионализм — это довольно непросто. В каких-то моментах мне приходилось даже грубить, где-то манипулировать, где-то игнорировать распоряжения, где-то, наоборот, максимально доброжелательно интересоваться у старшего по званию чем-то, что я уже знаю. Многому пришлось учиться на месте из перечисленного. Я ревела практически каждый день и каждый день хотела вернуться. То есть не только физически, но и психологически довольно тяжко.
К каким нагрузкам надо готовиться тем, кто решит, что работа на корабле для него?
— Пока я работала в буфете на завтраках либо обедах, меня ставили на станцию — это значит, что ты ходишь и убираешь тарелки, убираешь и убираешь без конца. Это был самый ужасный период моего дня, такого со мной не было никогда — болели ноги очень сильно, хотя, когда ты пять лет бегаешь официантом, они уже вроде бы привыкли. И болели руки — я просыпалась от того, что у меня скрючены пальцы, которые я не могла разогнуть. Потому что весь день ты носишь подносы и нагрузка огромная на руки. Так, ну, спина начала болеть позже.
А что ты приобрела? Ну, помимо денег, есть плюсы такой работы?
— Друзей. У меня в подругах осталась моя замечательная "сокамерница" — Иоланта, с которой мы жили в одной каюте. У меня есть один друган в Австралии теперь. Есть приятельница из Индонезии. Из Одессы есть (смеется). А еще я там встретила паренька из Челябинска.
Серьезно?!
— Да. Он работал в хаускиппинге, убирал каюты. Заработал, кстати, гораздо больше меня. И вот еще в начале сидим мы с ним в столовой на корабле посреди океана, и он начинает рассказывать, что живет на Пушкина, рядом с "Кубой". Забавно было очень.
Дашь совет: чего на корабле не стоит делать?
— Бояться что-то требовать. Когда я там оказалась, на корабле не было никакой навигации, а человек, который должен был следить за "новобранцами", сказал примерно "вот каюта, вот ресторан, дальше сами". Позже я на это пожаловалась, на то, что довольно сложно разобраться, что к чему, и на корабле появились указатели. А еще не советовала бы заводить отношения на корабле: вы все равно расстанетесь, поэтому надо понимать, на что вы идете. И еще быть готовым к тому, что вас все будут обсуждать. Потому что людям скучно. Так что, я бы не советовала.
Не можем не спросить — сама-то ты что кушала все эти полгода с лишним на круизном лайнере? Хорошо кормят персонал?
— Для персонала есть буфет. Причем, достаточно разнообразный, пир горой. Работал он 21 час в сутки, так что, когда бы смена у тебя ни начиналась, ты всегда можешь покушать. Но так как основной контингент персонала это индусы и филиппинцы, то было много острой карибской пищи в меню. Хотя и европейская кухня тоже есть. Но вот ты ешь эту курочку или помидорку и понимаешь — это не те продукты, ненастоящие. А еще там не было творога и гречки. Первым делом, когда я вернулась, я сварила себе гречки с маслом — очень вкусно покушала!
И последний вопрос — хоть ты и сказала, что не поедешь туда больше — почему стоит поехать работать на корабль?
— Потому что это очень крутой опыт. Это определенно школа, определенно жестко, сложно. Но если вы хотите такого опыта и хотите денег, особенно, когда вам есть, на что копить, то поезжайте. И если вы решитесь, то знайте — нельзя бросать контракт. Сколько раз мне хотелось это сделать — сказать "я увольняюсь", уехать домой и жить спокойно, но я так рада, что не сделала этого и доработала контракт до конца, я так собой горжусь. Я это сделала.