Если бы вам платили за каждую минуту, когда вы молчите и не двигаетесь, причем в чем мать родила — сколько бы вы смогли так “трудиться”? Ну да, обычно по возвращении из офисов домой мы примерно тем и занимаемся, только бесплатно и без малейшей пользы, "с поп-корном, под сериалы". Анна же ради искусства выдерживает десятичасовую смену в режиме “фигура, замри”: 45 минут абсолютной "недвижимости", затем разминка пять минут, и так по кругу, и еще зарабатывает этим на жизнь.
Правильно профессия называется “демонстратор пластических поз”, хотя мы, люди, далекие от изобразительного искусства, называем их просто “натурщики”.
Анна, у вас в трудовой книжке так и написано, “демонстратор пластических поз”?
— Нет, обычно демонстраторы работают не по трудовой, а по договору подряда. В договоре — да, именно так и называется профессия.
То есть для вас это что-то вроде подработки?
— Я уже три года позирую. Искала в Интернете работу с более-менее свободным графиком, чтобы без ущерба для семейной жизни. Я сама закончила академию искусств, культурологический факультет, и мне вакансия приглянулась… И теперь это основная моя работа. Просто не могу остановиться!
Не можете остановиться останавливаться, по большому счету?
— Ну да, можно и так сказать. Очень люблю эту работу! Хотя в новогоднюю ночь не согласилась бы позировать ни за какие деньги, у меня все-таки семья: муж, ребенок. Вообще, я очень люблю творческий процесс, погружаюсь в него. Этот эмоциональный отклик аудитории чувствуется, когда позируешь.
И как домочадцы относятся к такой необычной профессии?
— Муж абсолютно ровно относится. Говорит — ну а что такого, ты просто учебное пособие для художников, главное, чтобы тебе нравилось. А сынок знает только, что я работаю моделью с художниками.
А вы с собой на работу малыша не берете, если оставить не с кем?
— Нет, не доводилось. Детей здесь обычно не рисуют, они не усидчивые. Бывает, родители детишек ставят в угол, когда они капризничают, чтобы стояли без движения. “Вот, будешь плохо себя вести, будешь рядом с мамой стоять 45 минут неподвижно, позировать”, — ну нет, с моим ребенком так не получится!
А в минуты, когда вы замираете, чем голова занята? Может быть аудиокниги слушаете?
— В наушниках ни в коем случае нельзя позировать. Хуже всего если что-то заболит: нагрузка очень тяжелая на суставы, бедро, бывает, заноет, — только об этом и думаешь. Вот, например, если приходится с поднятыми руками стоять, в контрапосте (особая, динамичная, напряженная поза, — прим.ред.), то боль может быть почти невыносимой. Но просить паузу, чтобы размяться — это непрофессионально. Для работы демонстратора нужна очень хорошая физическая форма, причем независимо от возраста. Есть натурщики, которые здесь по 20 лет работают, а недавно я смотрела фильм про женщину из Петербурга, из “Репинки” (институт живописи имени Репина), ей уже за 70. а она до сих пор в профессии.
А могут попросить, например, вес прибавить? Мол, что-то ты слишком худенькая, иди поешь.
— Безусловно, нужны люди самого разного телосложения, да и в последнее время замечают ребята, что худею. Ну от возрастных изменений никто не застрахован.
На фото: классические позы натурщиков.
Вы, наверное, самая знаменитая девушка в институте, вас все знают? Все здороваются в коридорах, наверное?
— Ну да, наверное… Но свои работы никогда никто не дарил. Потому что хорошие картины выставляют на показы (на сессии, — прим.ред.), да и я не просила никогда. Если попросить, может и подарят.
А кто из мастеров, изображавших обнаженную натуру, вам больше всего нравится?
— Рафаэль!
На фото: рабочее место Анны Ополихиной.
Какая зарплата у вас?
— У всех разная, зависит от того, сколько работать. Если высиживать полный день, то примерно тысяч 15 можно заработать. Существует еще некоторая база демонстраторов, ведь часто профессиональным художникам нужны модели. Вот в частном порядке если позировать — это уже другие деньги, побольше, иногда даже в разы больше.
А сквозняков боитесь?
— Мне ребята тут тепловентилятор поставили, так что не мерзну.
Так, ну а рисунки с обнаженной натурой-то можно посмотреть?
— Посмотреть можно, фотографировать — решительно нет! (смеется). Все-таки давайте искусство оставим в храме искусства, не будем выносить.
За организацию интервью благодарим Ольгу Николаевну Костюк, декана факультета изобразительного искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского.