Великая октябрьская революция, столетие которой отмечается сегодня, изменила ход истории не только России, но и практически всего мира. А ее взрывной, движущей силой стали вчерашние униженные и оскорбленные — пролетариат. "Хорошие новости" решили выяснить, чем жили челябинские рабочие накануне грозных событий октября 1917 года. Разбираться в вопросе помогал кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ЮУрГГПУ Артем Евгеньевич Перебейнос.
Артем Евгеньевич, расскажите, как жили рабочие в начале ХХ века
— Не жили, а выживали. Проблема стояла очень остро. Об этом говорит статистика. Из 100 детей до года не доживали 63. Средняя продолжительность жизни мужчин составляла около 30 лет, женщин — чуть больше 33-35. Пик смертности приходился у женщин между первыми и вторыми родами, у мужчин — при переходе к тяжелому заводскому труду, а он начинался с 12-13 лет.
Так и сейчас люди работают на заводах, но такой смертности нет. В чем принципиальное отличие?
— В непосильных условиях труда. Это в первую очередь было связано с недостаточной развитостью капитализма, в частности с устаревшей техникой. На Воткинском заводе, например, к началу ХХ века половина техники имела возраст 50 лет. Из-за отсутствия очистных сооружений производство было крайне вредным. Возьмем пермские пушечные заводы. На них в одном кубическом метре воздуха было около 230 мл песчаной пыли. Но на крупных заводах еще хоть как-то следили за условиями труда, а на домашних, кустарных, производствах вообще речи не шло об охране труда. Так, кузнеца старше 35 лет встретить было практически невозможно. А те, которые встречались, были глухие, плюс имели вибрационную болезнь.
Наверное, работали они еще и не по 8 часов?
— А как же. У рабочих была такая поговорка: "Там шутить не любят шутки, там работаем мы в сутки 22 часа". Еще хочу обратить внимание на отсутствие правил техники безопасности. Четверть несчастных случаев с летальным исходом в России давали уральские заводы. В Пермской губернии с 1880 по 1886 количество рабочих выросло в 10 раз, и количество несчастных случаев на этих же заводах возросло в 11,5 раз. Причем, даже там, где были средства защиты, рабочие ими пренебрегали.
С чем это связано?
— Это типичная черта русского менталитета — укрыться рукой от всего. Например, на Алапаевском заводе в 1905 году Петру Акулову шестнадцати лет от роду выжгло глаз из-за того, что он не надел лицевую маску. То есть, маски были, но их не использовали. А еще, конечно, имелись травмы связанные с тем, что рабочие приходили пьяными на работу или с такого похмелья, что лучше бы пьяными приходили.
Какие были самые вредные производства?
— Можно назвать два. Гончарное, хотя, казалось бы — лепи себе посуду из глины, делов-то. Но ее же надо красить. А все краски производились на основе свинцового сурика. То есть, порезался — и у тебя свинцово-цинковое отравление. К тому же, жарко, воздух сухой, насыщенный свинцовыми парами. А вторым по вредности можно назвать гранильщиков по камню и вообще любые полировочные работы. Сказочный момент "Малахитовой шкатулке" с исторической точки зрения в чем? Ближе к финалу мастер уже старый, а они до такого возраста не доживали.
Как относились промышленники к рабочим?
— Разное было отношение. Стоит отметить, что на рубеже веков системы социальной защиты, пенсий, пособий по сути не было. Поэтому имела место настоящая пропасть: на каких-то заводах действительно старались что-то сделать для сотрудников, а где-то по-старинке, относились, как при крепостном праве. Существовали заводы, где "продвинутые" предприниматели выписывали для рабочих газеты, журналы, создавали библиотеки. Были заводы, где создавались больницы. Врач каслинского завода принимал по 90 пациентов в день. Ну представьте — 6 минут на пациента, что там можно вылечить.
Неужели у людей все время уходило на работу?
— Когда был долгий рабочий день, отдыхать практически не приходилось. Только с принятием ряда законов о сокращении рабочего дня, появилось 2-4 свободных часа на досуг. До этого момента свободное время сопровождалось работами по хозяйству, то есть и свободным-то его нельзя назвать. Рубеж веков в этом отношении вот чем интересен: возник интересный симбиоз старых и новых форм времяпрепровождения.К старым относятся традиционные праздники, особенно Масленица, Святки, возле заводов огромные горки заливали к городскому пруду, гоняли с бешеной скоростью по центральным улицам на санях, а поскольку лошади есть у всех, а улиц всего (условно) две, современники писали: "Боялись выйти на улицу, не будучи зашибленным". А верхом ловкости считалось, когда парень запрыгивал на зады телеги к понравившейся девушке. Поболтает с ней и так же на ходу выпрыгнет. Еще к традиционному досугу относились вечерки, особенно когда нужно было мять капусту, приглашали девушек из соседних домов.
А как же театры, библиотеки, все это проходило мимо пролетариев?
— Почему же? Рабочие с удовольствием ходили в театр. Несмотря на то, что на Урал театр пришел почти на 100 лет позже, чем в европейскую часть страны. Первая постановка была в Екатеринбурге в 1843 году. Правда, эстетические вкусы были не сформированы, людей больше интересовали оперетки, чем серьезные вещи. К примеру, выступлению драматической актрисы жители Екатеринбурга предпочли поединок кавказского борца с извозчиком. В челябинском театре, где сейчас филармония, руководитель труппы вынужден был приписать, что по окончанию спектакля состоится поединок борца Бесова с любым желающим из зала. Так приходилось привлекать внимание. Другая новомодная форма досуга — посещение клубов. В Златоусте был, кажется, "Американский клуб". Ну а проведение времени в клубах мало чем отличалось от сегодняшнего. Карты, музыка, буфет и танцы, разумеется. "Екатеринбургская неделя" пишет об этом: "Посещение увеселительных заведений было небезопасным, так как по вине подонков общества, предавшихся дикому и пьяному разгулу, там нередко происходили кровавые сражения". Самым новым было развлечение "чтение с туманными картинами и волшебным фонарем". Что это такое: значит, на экране с помощью проектора показывали картинки, а лектор что-то рассказывал, читал надписи. Успех был оглушительный. В начале века в здании императорской гранильной фабрики состоялось народное чтение про Христофора Колумба и открытие Америки. 1500 человек! Цех не смог вместить всех желающих. Причем тематика репертуара часто зависела от внешних обстоятельств. Вот началась Русско-японская война — чтения о наших линкорах и крейсерах и японских кораблях. И, наконец, нельзя не сказать об обычном чтении книг и печатных изданий.
А что читали?
— Мамин-Сибиряк пишет: "Рабочие читали, как кушают булочку с маслом. Нередко их можно было найти уснувшими за чтением". А вообще… Если в предыдущую эпоху это была классика, жития святых, сказки, тут читательские вкусы меняются, начинают читать Жюля Верна, Купера — приключенческие книги, в которых человек, благодаря своим способностям выбирается из трудных ситуаций, то есть изменение сознания происходило. Что касается газет и журналов. Один из любимых журналов — "Вокруг света" и "Нева". Я даже формуляры эти держал в руках, смотрел, что рабочие предпочитали. В газетах особой популярностью пользовались колонки криминальной хроники.
Это только для Челябинска было характерно?
— Я считаю, что нет. К 1913 году население Урала составляло 13 миллионов человек. По территории это шестая часть европейской России, по населению десятая. Поэтому Челябинск как часть большого Урала отражает общероссийские процессы и тенденции. Разница существеннее в бытовых условиях. Урал в меньшей степени столкнулся с казарменным строем. У нас рабочий все-таки жил в своем доме, имел свой участок. Это было более распространено, чем в европейской России. Поэтому рабочий на Урале по сути являлся еще и крестьянином.
А как большевики вербовали рабочих и крестьян?
— Молодежь по психологии своей текуча и податлива всем новым веяниям. Поэтому чтобы увлечь молодых людей, особых усилий-то и не нужно. А если мы посмотрим на состав большевистской партии, скажем, в 1905 там практически нет людей старше 30 лет. И, как говорится, плох тот, что до 30 не был революционером, а после 30 не стал консерватором. Да и потом: марксизм ведь предельно прост и понятен. Там нет сложных теоретических выкладок, как в цивилизационном подходе. Все четко, по этапам. И, конечно, была хорошая почва: трудная жизнь, маленькие зарплаты и большие штрафы (в конце месяца ты еще и должен предприятию остался), много недовольных. Есть даже понятие "молодые старики": по возрасту-то они молодые, 22-23, а по состояния здоровья уже инвалиды. Иными словами играли не на политических вещах, это сугубо эксплуатация тяжелых бытовых условий. А учитывая, что среднестатистический уральский рабочий был грамотен всего на 48% (первая перепись 1897 года показывает, что люди с высшим и средним образованием в Оренбургской губернии составляли полпроцента, а только с высшим 0, 05%), сказать, что эти люди прям марксисты были невозможно.
А что происходило интересного на фронте подпольной борьбы?
— Если говорить о подпольной борьбе, то ей занимались все-таки не рабочие, а учащаяся молодежь. Из любопытных фактов, пожалуй, отмечу, что каждое учебное заведение считало своим долгом иметь оппозиционное запрещенное издание.
Если их ловили, то?..
— Волчий билет. Исключали без права поступления в другие заведения. Там разветвленная система наказаний: начиная от оставления без воды и хлеба до исключения.
Многие говорят, что 2017 похож на 1917. Как Вы это расцениваете?
— Я считаю это в корне неверным. Во-первых, есть четкие признаки революционной ситуации, которые Ленин выделил: обострение бедствий и страданий народных масс. Тогда это что было: Русско-японская война и Первая мировая. Второе — у нас нет партии, которая повела бы массы. И третье, ситуация "низы не могут, верхи не хотят" тоже отсутствует в общем-то. Я пожил и в Советском союзе и живу сейчас, и возврата туда не хочу. Сегодняшняя жизнь, как ни крути, при всех минусах, стабильная. Не считаю, что население достигло критического положения, чтобы идти на баррикады. Туда могут идти только двадцатилетние и то — хорошо одетые и с айфонами. Они не работают по 12 часов, не попрошайничают, им есть, что терять.
И как расцениваете этот сытый протест?
— Я отношусь с большим скепсисом, ведь кто выходит?— не самые голодные. Самым голодным некогда, они работают. И требуют свободы те люди, которые свободны и ничем не ограничены. Для меня свобода — это приходить в аудиторию, излагать взгляд на историю, сравнивать, анализировать, критиковать и не бояться, что меня придут заберут. А всяким высказыванием протеста занимаются за деньги, либо попав под влияние либеральных деятелей. И, повторюсь, это в основном молодежь. Моему сыну 15 лет и он говорит "Папа, а может, Навальный прав", а я отвечаю, что нажился при либералах, демократах в 90-е и возврата в это не хочу. Я думаю, что люди моего возраста — середины 70-х — и старше не пойдут на эту борьбу, потому что при всех вопросах, которые возникают к власти по внутренней политике, я ценю стабильность и возврат России авторитета на международной арене.
А если говорить о событиях столетней давности, то как вы считаете: Октябрьская революция — это скорее положительное явление в истории России или отрицательное?
— Как историк, я склонен не оценивать в категориях "отрицательное" или "положительное" явление. Нужно разбираться объективно. Пролилось много крови — факт. При этом, революция показала, что может быть по-другому в плане экономики и управления страной, показала несостоятельность утверждения Адама Смита "Сокращай издержки" — то есть, плати меньше рабочим. Грамотность повысилась, самоуправление появилось, вакцинацию поголовную провели. Из аграрной страны за 20 лет была создана индустриальная, к чему в Европе 200 лет шли. Да, цена непомерно высока, но результата достигли.
Давайте закроем глаза на поговорку, что история не знает сослагательного наклонения и представим, " а если бы не было революции, то…"?
— Российская империя тогда действительно стояла на распутье. Путь конституционной монархии с отречение Николая II от престола отпал. Путь фашизма тоже отпал до октябрьской революции во время мятежа Корнилова. Что остается? Президентская или парламентская республика. И здесь большевики приложили руку, разогнав Учредительное собрание. По большому счету большевикам власть упала в руки. Образовался вакуум — и они заняли это место. И несмотря на то, что я их метод не одобряю и не оправдываю, была большая смелость взять на себя такую ответственность.
В завершение поговорим о другом празднике, с которым как бы "смешивается" 7 ноября. День народного единства. Кажется, он не особо прижился. Как считаете, почему?
— Пока не уйдет поколение, для которых праздник 7 ноября, инерция будет сохраняться. Это дело времени. Когда вырастет поколение, которому сперва дома расскажут, потом в школе расскажут, потом в институте, для них праздник может стать брендом, а не непонятной придумкой.