Застенчивая 26-летняя Елена Рубцова обладает уникальным талантом и редкими знаниями. Девушка — своеобразный 'портной' косплееров, попасть на 'примерку' к которому мечатают сотни любителей радикальных перевоплощений. Себя Елена называет пластическим гримером. Она успела приложить руку к созданию тысячи различных образов, среди которых известные на всю страну коспей-герои кино, мультфильмов, анимэ и компьютерных игр.
'Хорошие новости' побывали в мастерской Елены — в 'двухкомнатном' подвале в центре Челябинска, полном гипса, силикона, красок и кистей. Елена угостила нас чаем и рассказала, как полгода работала над образом Сары Кэрриган, как в детстве сама записала себя в художку, как приехала в Челябинск поступать на дизайнера и… не поступила.
Елена, что такое пластический грим, если кратко?
— Пластика — это изменение внешности с помощью накладок, но не краски, изменение черт лица, имитация реальной внешности через пластические детали. Приклеить лысину на человека — это тоже пластический грим. Мы и этим занимаемся, и костюмы делаем.
Мы?
— Да, мастерская образов 'Грани' — название как раз говорит о том, что мы, во-первых можем показать многогранность каждого человека, а во-вторых — сделать человека совершенно неузнаваемым. Мастерскую основали пару лет назад четыре пластических гримера: Яна Валерьева, Кирилл Кириллов, Александр Киуру и я. Объединиться решили потому, что поняли, что в Челябинске и без преувеличения на Урале мы единственные, кто занимается этим направлением — пластическим гримом. В России еще в Питере и в Москве есть специалисты. И так интересно получается, что нас в целом по России знают лучше, чем на Южном Урале.
Всероссийские косплей фестивали, квест-комнаты, ночные клубы, 'крейзи-молодожены'… это все ваши клиенты?
— Да, точно. Иногда поступают такие заказы, над которыми сидишь и думаешь: Господи, как это сделать? Квестовики, косплееры к нам обращаются очень часто. Иногда нам звонят люди и спрашивают 'А вы можете сделать труп?' мы отвечаем 'запросто'. Они от неожиданности даже теряются — потому что действительно немного специалистов, готовых взяться за изготовление силиконового трупа.
Что еще изготавливали — самое любимое перечислите?
— Из ярких образов, которые у всех на слуху, это Сара Кэрриган (персонаж серии компьютерных игр и романов StarCraft. прим.ред). Над этим образом мы работали около полугода — втроем с ребятами из нашей мастерской 'Грани' и подключали еще других мастеров. Во время работы над образом ушел страх, было чувство, что ты можешь сделать все, хотелось пробовать, экспериментировать, исследовать новое. Крылья ей мы сделали из стеклопластика, волосы из велотерма, который применяется для утепления окон, а сам костюм, как я уже сказала, из силикона. Именно образ Сары Кэрриган стал той точкой, после которой мы поняли, что можем делать силиконовые костюмы высокого качества, проделывать такую глобальную работу — в образе Кэрриган вне костюма было только лицо, да и на нем был грим.
А человеку в подобном костюме не становится плохо — ведь это же силикон, ничего не дышит. И, кстати, куда потом деваются костюмы после косплей фестивалей — их выкидывают?
— Плохо не бывает, хотя да, тело совершенно не дышит, человек как бы загерметизирован. Сознания никто не теряет, косплееры даже шутят, что худеют в таких костюмах. Что происходит с костюмами потом? Их точно не выкидывают, скорее наоборот — их хранят до конца жизни. Силикон можно мыть изнутри и наряжаться в этот образ потом сколько угодно.
А вот косплееры — это же в основном молодежь, откуда у них деньги на силиконовый костюм за несколько тысяч, а то и десятков тысяч рублей?
— Косплееры такие люди, которые, во-первых побогаче многих, а во-вторых они одержимы перевоплощениями. Человек может не иметь много денег, но его желание преобразиться, примерить на себя любимый образ, как правило, очень велико. Они упорно копят деньги, работают, складывают их, а потом тратят на создание образа.
Елена, а вы ведь не художник по образованию — только по призванию, да, это правда?
— Да. Я приехала из Оренбургской области в Челябинск поступать на дизайнера, но не поступила и отучилась в итоге на туризме. Зато в детстве окончила художку — сама себя туда записала. Мне было лет 10-12. У нас в школе была девочка, которая очень красиво рисовала, и я хотела также. А я на тот момент уже ходила в танцы. Пришла к маме и говорю, что хочу в художку, она мне отвечает, мол, хочешь — давай сама, я-то тебя уже в один (танцевальный) кружок записала. Ну, я и пошла. Первый урок никогда не забуду — это был ад. Преподаватель дала мольберт, лист, а сама куда-то ушла. Нам надо было нарисовать натюрморт — ветку рябины. Я промучилась два часа, было очень неудобно держать кисть, рисовать на мольберте, а не на горизонтальной плоскости. В конце для пущего эффекта я каждую нарисованную ягоду обвела черным, и потом, посмотрев на работы других, поняла, что это провал. Но преподаватель пришел, стал объяснять, что правильно, а что нет. Меня эти два часа мучений не смутили, и я решила, что буду учиться дальше. А позднее со мной произошел очень странный случай: я шла домой летом и посмотрела на траву… знаете, я тогда очень четко увидела картинку, которая сложена из мазков краски. Наверное, из-за навыков, которые стала получать в художке. После этого я стала рисовать совсем по-другому.
Елена, а вы помните свою первую работу в качестве пластического гримера?
— Да, пожалуй, помню. Это был пятачок для шестилетнего мальчика. Такой поросячий носик. У мальчика был образ чертика.Так вот мне пришлось снимать слепок с лица, чтобы изготовить этот пятачок и маленькие рожки, которые как бы еще под кожей, чтобы создать иллюзию, будто они из него растут. Это была самая первая и самая качественная работа. Потому что не было видно краев, швов накладок. А отсутствие таковых и есть основной критерий оценки пластического грима.
Напоследок расскажите пожалуйста, что это за странная голова у вас на подоконнике в углу?
— Это голова от образа Скорбящего ангела. Сейчас очень популярно во время конкурсов лэшмейкеров (специалистов по наращиванию ресниц — прим.ред.) или парикмахеров, или визажистов создавать цельный образ — не ограничиваться только макияжем или прической. Так вот Скорбящий ангел был создан специально для такого состязания. Нас пригласили для создания образа. Причем девушка-участница хотела произвести впечатление не столько на судей, сколько сделать яркий и запоминающийся образ для своего портфолио. Тема задания была 'Эмоции', и из представленных нас особенно зацепила скорбь. И мы решили придумать бесполого ангела нечеловеческих параметров, с измененным лицом. Существо, которое так сильно переживало за все человечество, что вырвало себе сердце.
Мы сделали акценты на глаза, руки и дыру в груди. Все остальное было белым. И, знаете, получилось так, что конкурс проходил в начале ноября — именно после падения российского самолета, который возвращался из Египта. Ведущий в конце конкурса, именно перед выходом на сцену Скорбящего ангела решил как-то обозначить эту тему и выразить соболезнования. А потом появился наш ангел, зазвучала очень пронзительная музыка… Эффект получился шокирующим —люди встали, кто-то ушел, все плакали.