Диалог

Профессор Владимир Бозаджиев: «Если у ребенка паника из-за того что у него забрали планшет — это уже тревожный сигнал»

Прослушать статью
Профессор Владимир Бозаджиев: «Если у ребенка паника из-за того что у него забрали планшет — это уже тревожный сигнал»

Недавно в свет вышла новая книга доцента кафедры психологии Челябинского государственного университета Владимира Бозаджиева «Психология электронных аддикций». В своей работе автор отразил результаты исследования влияния гаджет-аддикций на социальный интеллект подростков и пришел к весьма неутешительным выводам. Что именно насторожило ученого и как использовать гаджеты, но не впасть в зависимость от него, профессор рассказал в интервью «Хорошим новостям».

На днях я посмотрел очень хороший документальный фильм «Социальная дилемма». В рамках этой картины бывшие сотрудники компании «Фейсбук», «Гугл» и других IT-гигантов решили, грубо говоря, покаяться и рассказать миру о том, какого страшного джинна они выпустили из бутылки. Как вы считаете, действительно ли джинн выпущен из бутылки, и наша любовь к гаджетам всерьез изменила сознание человека?  

Прежде всего, я хочу привести небольшой отрывок из фантастического рассказа Рэя Брэдбери «Убийца», который я взял в качестве эпиграфа к своей книге.

Рей Брэдбери

"На первых порах все были очарованы. Великолепная выдумка эти полезные и удобные штуки! Почти игрушки, почти забава! Но люди чересчур втянулись в игру, зашли слишком далеко, все наше общество попало в плен к механическим нянькам — и запуталось, и уже не умеет выпутаться, даже не умеет само себе признаться, что запуталось. Вот они и мудрствуют, как и во всем прочем: таков, мол, наш век! Таковы условия жизни! Мы — нервное поколение!"

Это было написано еще в 1953-м году, но как актуально это звучит сегодня. Да, использование электронных средств коммуникации  в определенной мере изменило индивидуальное и общественное сознание современного человека. Это понятный и естественный процесс. Более того, вся система электронного взаимодействия между людьми будет все более совершенствоваться, будет все более разнообразной. Сегодня трудно представить какой-либо вид общественной жизни и практики без современных электронных устройств

А какие риски вы в этом видите?

Прежде всего, это риски, связанные с социализацией личности, ее интеллектуальным и эмоциональным развитием, с психическим и физическим здоровьем, особенно на ранних этапах становления личности. Мы обнаружили у подростков, что чем выше уровень гаджет-зависимости, тем выше эмоциональная неустойчивость, тревожность, утомляемость, человек оказывается неспособным к постижению эмоционального состояния другого. 

Ну а как же проявление эмпатии? Массовое, причем. Вот, например, во Франции, предположим, случился теракт, и тысячи людей в "Фейбуке" поставили себе на аватарку фотографию черно-белой Эйфелевой башни. Это разве не эмоции? Не эмпатия?

Это проявление эмоционального отношения к событию. Но называть это эмпатией я бы не стал. Понимаете, у нас на уровне житейской психологии бытует понятие о том, что эмпатия — это сочувствие, сопереживание и т.п. Для меня эмпатия — несколько иное. Это вчувствование в то, что чувствует другой человек. И если, я сопереживаю радости или горю, скажем, некоего моего собеседника, то он должен видеть, должен почувствовать, что я чувствую то, что чувствует он, я должен это как-то продемонстрировать - вербально или невербально… Добиться такого эффекта в процессе общения с помощью одних лишь гаджетов невозможно. 

Многие говорят, что появление гаджетов и появление возможности мгновенного обмена информацией позволило людям больше общаться друг с другом, и в то же время есть противоположное мнение, дескать, гаджеты, а также доступный интернет, сделали людей более отчужденными друг от друга. То есть, люди стали не ближе, а дальше. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

По сути вы здесь продолжаете и развиваете мысль, которую я только что высказал. Важно определиться, что мы понимаем под общением? Для меня, например, общение — это непосредственный контакт, контакт «глаза в глаза». В этом смысле гаджеты не дают возможности развиваться навыкам элементарной коммуникации не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне. С другой стороны, оперативный обмен информацией упрощает процесс решения профессиональных задач. Но для межличностных взаимодействий он не годится. Такая форма общения отучает людей нормально говорить, у них обедняется словарный запас, уменьшаются возможности аналитического и критического мышления. Мы получаем информацию при помощи гаджетов и не анализируем ее. Получается, что информация не получает должной интеллектуальной обработки, более или менее глубокого осмысления. 

Если говорить об отчуждении, то здесь не всё однозначно. С одной стороны гаджеты дают возможность быстро, оперативно реагировать на сигнал, получаемый от собеседника. С другой стороны эта реакция носит, как правило, формальный характер. Крайне слабо выражена эмоциональная составляющая такой реакции и в этом смысле, на эмоциональном уровне «гаджет-собеседники», действительно, рискуют стать более отчужденными по отношению друг к другу.

Как вы считаете, что еще забрали из нашей жизни гаджеты? Чего мы лишились?

Я хочу еще раз подчеркнуть, что я не противник гаджетов. Я нормальный, не побоюсь этого слова, современный человек. Тревогу вызывает неконтролируемое, чрезмерное пользование гаджетами. По имеющимся данным, в обычный учебный день школьники проводят с гаджетами около семи часов, в выходные, каникулярные дни – 8,5 часа. Серьезное беспокойство вызывают результаты полученного нами исследования с детьми младшего, среднего и старшего школьного возрастов. Ведь  у 96 % испытуемых подростков имеется тот или иной уровень аддикции. У юношей (старший школьный возраст) гаджет-аддикции обнаружены у 84% испытуемых. 

А с чем это связано, как вы считаете? Ведь, казалось бы, чем старше подросток — тем должна быть сильнее зависимость. 

Во-первых, разница в возрасте здесь не так велика, во-вторых, не такая большая разница в количестве гаджет-аддиктов в том и другом возрасте. И в-третьих, все-таки, чем старше становится человек, тем более мы вправе ожидать от него более высокого уровня самоконтроля.

Гаджеты позволяют человеку делать сразу несколько дел одновременно. Так ли это?

Это заблуждение, будто мы можем делать одновременно несколько дел. Человек способен по-настоящему сосредоточивать внимание только на одном действии. Иллюзия, будто он делает два, а то и три дела одновременно возникает от того, что этот второй и третий виды деятельности не требуют сознательного контроля, осуществляются автоматически, благодаря отработанным навыкам.

Владимир Лукьянович, как вы считаете, существует ли у нас возможность рано или поздно выработать своего рода "культуру питья" относительно гаджетов? Потому что, многие люди употребляют алкоголь, но далеко не все становятся алкоголиками. По этой же аналогии — вопрос с гаджетами: все ими пользуются, но не все становятся зависимыми от них. 

Культура пользования гаджетами – это особая проблема. У нас, в современном российском обществе, ее (этой культуры) практически нет. Если же мы все-таки придем к знанию, пониманию, и, главное, соблюдению этических норм общения с помощью гаджетов, то, по моему убеждению, вряд ли это может привести к предупреждению или преодолению гаджет-аддикций. 

Каковы, на Ваш взгляд, основные причины возникновения зависимости от гаджетов у детей и подростков?

Тут целый комплекс причин. Главная из них – неспособность, а главное нежелание родителей предупреждать, а затем и бороться с этим явлением. Как, правило, родители не знают, как, с кем и о чем общаются подростки с помощью гаджетов, в какие игры играют, в каких сетях сидят и т.д. и т.п. Не интересуются этим, мотивируя (а точнее, оправдывая) такое поведение стремлением уважать автономию, поощрять самостоятельность подростка. Мало, а то и совсем не общаются с детьми по насущным волнующим подростка проблемам, жизненным ситуациям. Нередко можно наблюдать как родители сами «вручают» своим чадам гаджеты, лишь бы только те не мешали. Не могут найти общий язык, общие темы для общения, по сути заменяя себя гаджетами. Или педагоги. Учитель, выходящий из класса (а то и прямо в классе) и отвечающий на телефонный звонок, на смс-сообщение и т.п. демонстрирует неуважительное, пренебрежительное отношение к учащимся, абсолютное отсутствие культуры общения с помощью гаджетов, профессиональную этическую некомпетентность. 

Как можно предупредить возникновение такого рода аддикций?

Внимание и любовь к детям, знание и уважение их потребностей и интересов, постоянное общение, совместное проведение досуга, содействие и помощь в занятии детьми любимым делом и другие формы постоянного, активного взаимодействия, несомненно будут способствовать предупреждению возникновения гаджет-аддикций и, главное, перерастанию их в патологическую зависимость, в болезнь, с которой справиться будет уже намного сложнее.

Похожие новости:

Читайте также: