За состоявшийся разговор с машинистом и экскурсию по депо благодарим пресс-службу Южно-Уральской железной дороги.
На стене локомотивного депо восемь снимков — серьезные мужчины со значками “Почетный железнодорожник”. Любопытно, что семеро — явно пенсионеры или близко к тому. И один молодой, еще нет сорока, Сергей Лавров, — возможно, самый молодой “почетный” на ЮУЖД. На руке Сергея поблескивают наградные часы.
О том судьбоносном дне машинист электровоза рассказывает неохотно.
Как вышло, что вы такой молодой, а уже почетный железнодорожник?
— Следовали с поездом пятьдесят седьмым по участку Петропавловск-Челябинск, переезд 2066 километра, Казахстан… Увидели, как на переезд въезжает автомобиль, несмотря на подаваемые нами знаки и сигналы на переезде. До МАЗа было около километра. Столкновения избежать не получилось, применили экстренное торможение, покинули кабину. К счастью, из наших пассажиров никто не пострадал, и даже за медицинской помощью никто не обращался.
Для справки: 22 ноября 2014 года тягач МАЗ под управлением 24-летнего мужчины выехал на рельсы, несмотря на работающую на переезде сигнализацию. Предотвратить аварию было уже невозможно. Сначала грузовик протаранил товарный состав, спустя несколько секунд — электровоз Сергея Лаврова. Водитель машины погиб, несколько вагонов товарного состава сошли с рельсов. Железнодорожники же сработали безупречно.
Потом начинается какое-то расследование, ходьба по инстанциям?
— Сотрудники полиции местной приезжали, и наша ревизорская служба сразу приступает к расследованию…
Мурыжить начинают?
— Нет! Обстоятельно все выясняют до буквы, до секунды, до километра, чтобы определить — правильно ли мы действовали. Ну мы все правильно сделали.
Спали нормально? Снился водитель?
— Спал нормально, водитель не снился. Жена только через два дня узнала, что случилось, когда домой вернулся. Затем десять дней реабилитации, беседы с психологом при депо. На это время бригада отстраняется от работы, а потом — снова в путь.
А с электровозом что случилось, вы его потом видели?
— Нет, с тех пор я его не видел. Но, конечно же, сразу его узнаю, если увижу.
От редакции: настоятельно просим не путать электровоз и электропоезд-“электричку”. Если грубо и на пальцах, то “электричка” это что-то вроде нескольких сцепленных транспортных средств, у каждого из которых есть моторы. Электровоз же, как и тепловоз, вагоны тянет за собой.
Мы же “Хорошие новости”, давайте дальше только о хорошем? Что вам открывается из кабины электровоза? Наверное, большинство пассажиров мечтают поменяться с вами местами.
— Да, вид из кабины просто прекрасный, сегодня приехали с Усть-Катава, природа у нас красивая. Хотя мне самому иногда хочется занять пассажирское место, просто полюбоваться. А в кабине отвлекаться ни на что нельзя. У нас впереди сигналы, стрелки, пути, люди, станции…
Фотографией увлекаетесь? Может быть видео снимаете, как в немецких поездах — там можно прямо в интернете пейзажи смотреть с камеры, установленной на локомотив.
— Камеры у нас тоже есть, но это съемка для служебного пользования, чтобы если что-то случится, можно было восстановить ход событий. А фотографировать из кабины нельзя. Вообще ничего нельзя делать во время движения, даже музыку слушать.
А обедать когда?
— Обедаем мы в столовой. В движении — никогда. Можно воду, чай.
Зачем тогда микроволновка и холодильник в электровозе?
— Для непредвиденных случаев, когда состав надолго останавливается, бригаде рекомендуется разогреть что-нибудь перекусить.
И помощник не подстрахует, если очень хочется поесть?
— Нет. Такие правила.
Кстати, а как вообще устанавливаются взаимоотношения с человеком, с которым вы по шесть часов проводите бок о бок, обмениваясь только дежурными командами?
— Напарники подбираются по итогам психологического тестирования по совместимости между людьми. Если кто-то в бригаде уходит в отпуск, подбирают другого человека, обязательно после тестов и беседы с руководством.
А бывает, что просто бесит?
— Это же работа. Ну как дикторы на радио, разве может быть такое, что в эфире повернется к коллеге и скажет: “Ну ты меня просто бесишь!”. Сейчас людей больше молодых здесь, но я знаю бригады, которые по двадцать лет вместе работали, взрослые люди, нормальная практика.
Скажите, а возможно ли угнать поезд?
— Сказки из Голливуда! Даже если знать принцип, как управлять локомотивом, куда на нем уедешь? Даже депо покинуть не получится. А если угнать со станции… Ну без локомотивной бригады никогда поезд не остается, а если бригада его покидает, то все закрывается, ключи сдаются дежурному по станции. Да и сейчас поезд — это не старинный паровоз, его можно и дистанционно остановить, много разной автоматики.
Во время беседы мы прогуливаемся. В этом году славному депо Челябинска исполняется 125 лет. Повсюду самые разные артефакты эпох — картины, памятные доски, скульптуры от самых дореволюционных времен.
Любопытная деталь: надпись на стене близлежащего здания, прыснули баллончиком — похулиганил кто-то из местной детворы (рядом общежитие). На “как бы английском” написано: “поезд” (train). Обычно что пишут? То-то и оно. Железнодорожная атмосфера повсюду.
Спрашиваю, сможем ли покататься. Тут все не так просто. Сегодня утром Сергей вернулся со смены, снова в путь завтра утром. Просто сесть в свободный локомотив и тронуться — нельзя. И давать в кабине на ходу интервью — тоже ни в коем разе.
А чтобы поехать, нужно еще пройти медосмотр и подключиться к терминалу ЭТСО (на фото ниже). Это своего рода киберсеть для железнодорожников: у каждого персональный электронный ключ. Терминал съедает карточку и выдает актуальные распоряжения руководства, новости, расписание и разнообразные подробности.
Тем временем пытаюсь узнать у сотрудников депо, какая зарплата у машиниста. Тысяча извинений не помогает — упорствуют, не говорят.
Сергей, скажите, вы железнодорожником стали из-за романтики?
— Да нет, просто работать где-то надо было. Я пятнадцать лет назад пришел из армии, вот и устроился. Говорят, что это из детства как-то идет, ну у меня ничего такого…
А где служили?
— В ракетных войсках.
Там поезда были?
— С ракетами поездов не было.
А сами ракеты?
— (Смеется) Это военная тайна. Но ракетчики были!
Прошу попозировать для фото на фоне красавца-поезда. Шутя замечаю, что снимки вышли хорошие, можно в семейный архив распечатать. Сергей меняется в лице, очень горько шутит:
— Да есть у меня уже фотографии… С того переезда в Казахстане. Может, вы и фотографировали?
Отвечаю, что мы обычно про катастрофы не пишем, чай не криминальная хроника. Машинист немного улыбается. Коротко прощаемся.
Обращение к читателям:
Друзья, сообщайте нам свои новости и истории. Звоните на Viber +79226337117, пишите на почту: redaktor@hornews.com