Советник мэра бельгийского города Льеж и сын олимпийского чемпиона по дзюдо рассказал о жизни в Европе, политике и культуре.
"А сын-то тоже непростой", — сказали на вручении премии "Светлое прошлое" о Валерии Двойникове — сыне одного из номинантов. Его отца — уроженца Озерска и серебряного призера по дзюдо Олимпийских игр 1976 года — тоже зовут Валерий. Ветеран спорта не смог приехать в Челябинск, но отправил к нам своего младшего: получить премию, посмотреть город, а заодно пообщаться с "Хорошими новостями".
Поговорить было о чем: Двойников младший работает не в России, а в Бельгии. Он советник мэра города Льеж. Между прочим, целый мегаполис, правда, по бельгийским меркам — его население составляет около 200 тысяч жителей. Об особенностях культурной и общественной жизни Европы мы и решили порассуждать на полях премии "Светлое прошлое".
Валерий, вы переехали в Льеж в 13 лет. Что удивило тогда и удивляет сейчас?
— Удивило многое. И продолжает удивлять. Есть, конечно, вещи, которым нужно учиться у Европы, но есть и те, которым Европа должна учиться у нас.
Чему на ваш взгляд?
— Приведу пример из собственной жизни. В школе, конечно, все знали, что я из России, (да и сам я всю жизнь считал себя гражданином СССР, не разделяя ни в коем случае Украину, Россию и другие наши республики) пришла делегация из Министерства образования, и классный руководитель сказал: "У нас есть русский студент, поговорите с ним". Они меня спросили, что бы я посоветовал взять Европе у России. Я сказал: образование. Считаю, что такого уровня, как в СССР, нет и не было нигде. Доказательство — хотя бы то, что у нас есть книжки. В Европе фактически никаких учебников уже нет. Я считаю, что не все возможно выучить по интернету. До сих пор храню советские учебники, просматриваю их, продолжаю изучать. Так что, не надо думать, что там лучше, а здесь хуже, мы должны друг друга взаимодополнять.
Валерий Двойников старший с семьей
В чем тогда Европа наиболее сильна?
— Юридическая система сильная. И тот союз, который создали, помогает гражданам свободно передвигаться. У нас нет границ. Я могу быть в Бельгии,а через 15 минут в Голландии, а через 30 минут в Германии.
Если говорить конкретно о городе Льеж, там ведь была очень развита сталелитейная промышленность, сейчас на таком же уровне?
— Очень, да! Сейчас заводы выкупили зарубежные инвесторы, в частности один крупный индийский предприниматель. Заводы продолжают действовать, но производят только холодную сталь, горячая приостановлена, что в принципе нормально: эпохи меняются. Когда-то Бельгия и Англия были первыми индустриальными государствами, с которых Россия брала пример. Это было благодаря английским и бельгийским инвесторам, которые строили здесь заводы, например, в Днепропетровской области на Украине предприятия построены по такому же принципу, теми же людьми. А в Льеже сейчас активно развиваются новые технологии: это нанотехнологии, прорывы в области медицины. Когда-то Россия гордилась бесплатной медициной. Сейчас в Бельгии бесплатная. Например, У моего отца сердце на батарейке, поэтому он и не смог приехать. Батарейка разрядилась гораздо раньше, чем предполагалось, поэтому ему назначили срочную операцию. Так вот, такая сложная операция бесплатна.
Валерий Двойников-старший
Для челябинцев больной вопрос экологии. Как в Льеже обстоят с этим дела?
— Мы живем в 30-километровой зоне от АЭС, о которой сейчас много говорится в немецких и голландских медиа, нам советуют на территории Бельгии ее прикрыть, но, конечно, АЭС не закрывается, это сложный и длительный процесс. Все же могу сказать, что в Европе пытаются отказаться от атома и перейти на альтернативные средства обеспечения. Очень развиваются ветряные и солнечные станции. Жители часто устанавливают солнечные батареи в свои дома и используют бесплатное и безвредное топливо.
А на поддержание заводов их мощности хватает?
— Я недавно ехал из Брюсселя в Льеж, так вот раньше на этой дороге было три ветряных станции, сейчас я насчитал 21. Стремительно развивается. Европа все-таки боится после аварии на Чернобыльской АЭС, так что отдаляются от атомной энергетики, через 20 лет хотят закрыть атомную станцию все-таки. Тем сейчас проблема терроризма, что увеличивает опасность.
Кстати, про терроризм. В 2011 году в Льеже произошел теракт. Какие меры власти впоследствии предприняли для безопасности?
— После этого происшествия в Льеже, Бельгии и Европе в целом полностью изменился курс антитеррористической политики, провели много форумов с американскими деятелями, специалистами (к сожалению, не с российскими, я всегда пропагандировал, что у нас замечательные специалисты). В 2011 человек вышел на площадь и расстрелял людей, я был в двух шагах от этого места, случайно завернул на другую улицу. И это страшно, конечно, след оставляет на всю жизнь. Так вот, после этого в городе усилилась охрана. То есть раньше были отряды полиции. сейчас еще отряды вооруженных сил, что очень заметно. Они не могут предотвратить, но в случае чего могут быстро ликвидировать. У нас часто бывают массовые мероприятия, город очень любит праздники, и этом мы близки с Россией, тогда по периметру расставляют большие мешки песка, чтобы фуры не могли проехать.
Раз уж заговорили о культуре, какие особенности развития культуры в Бельгии?
— В Бельгии стоит проблема языка:на территории страны живут франкоговорящие и немецкоговорящие. У нас франкоговорящая часть Бельгии, эти люди большие патриоты, они не хотят учить чужие языки, радея за свой. Еще бельгийцы очень музыкальный народ, я и сам пишу песни и стихи на французском языке, но, что удивительно, песни поют на английском языке. При том языковом патриотизме, о котором я говорил ранее! Но это потому, что они черпают вдохновение от английской рок-школы.
А с Россией что-нибудь связывает?
— В прошлом где мы открывали памятник Петру Великому, этим занимался наш с отцом фонд. Тогда были тяжелые времена в международном пространстве в плане отношений с Россией: мы хотели посодействовать сближению Европы с Россией, тогда как раз совпала дата: было 300 с приезда Петра в Европу. когда он посетил многие города. в том числе и Льеж. Но не знал, как отреагирует губернатор, он тогда вышел с совещания и сказал: "Петр I? Да!". Вот настолько сильное уважение к этой личности. Мы поставили памятник на площади Святого Петра, а сейчас у нас новый проект — полнометражный художественный фильм о путешествии Петра в зарубежные государства, хотим работать со знаменитым режиссером. чтобы российский император "вошел" в каждый европейский дом. И главное — очень хотим привлечь к этому привлечь актеров из Челябинска, которыми город богат, как видим на премии "Светлое прошлое".
Что скажете о бельгийском менталитете?
— Бельгийцы очень четкие люди, которые всегда держат свое слово, то есть у них есть какая-то внутренняя честность, с ними можно иметь дело, можно доверять. Откуда эта честность, не могу сказать. Но это гордый народ, как и россияне. Еще они скуповаты. но при этом могут маленький бюджет великолепно распределить. Кстати, отец долгое время тренировал детей в клубе по дзюдо, так я помню случай, когда мальчику лет одиннадцати его папа давал конфеты и говорил: "Только никому не давай, это твоя личная собственность".
По наблюдениям можно сказать, что в России у народа двоякое отношение к понятию "толерантность". Расскажите о толерантности в Европе.
Европа чувствует ответственность за все колониальные войны, поэтому сейчас принимает беженцев, старается загладить вину что ли. Если же говорить о толерантности к гомосексуализму, то приведу пример. Ко мне приходил человек с проектом ввести просвещенческие уроки среди учеников начальной школы, конференции среди старших по этой теме. Скажу, что этот проект мог легко быть принят. Но… я по личным убеждениям представил это мэру в таком виде, что проект был отклонен.