19-летняя студентка из Челябинска Ания Закирова увлекается прядением и ткачеством. Чтобы не просить других мастеров о помощи, девушка своими руками сделала себе прялку. Правда, для этого ей пришлось освоить токарный, фрезерный и циркулярный станки.
— Я сделала на токарном станке больше 20 деталей (спицы для колеса, ножки прялки и другие детали — прим. ред.). Каждые заужения, выемки и шарики нужно было замерять и приводить к единому размеру. Если промахнешься хотя бы на миллиметр, придется «наращивать» — добавлять опилки, заливать клеем и снова обтачивать. Но буквально через 4-5 колесных спиц, я освоилась и работала спокойно и уверенно, — признается Ания.
Девушка рассказывает, что ткачеством начала заниматься еще в шестом классе. При ее школе был научно-образовательный центр древних и традиционных технологий, в котором дети могли заниматься верховой ездой, керамикой, деревообработкой, а также прядением и ткачеством. Для Ани тоже все началось с верховой езды, а потом затянуло: девочка стала прясть и ткать, а как-то раз на экскурсии в селе Калиновка (Чесменский район — прим.ред.) увидела необычную прялку и захотела сделать такую же — для себя.
За эту задачу они взялись с руководителем кружка деревообработки Артемом Цицурой. Нашли на стройке по соседству срубленные яблони, практически месяц просушивали древесину, еще полтора занимались непосредственно изготовлением.
— Кроме токарного станка пришлось осваивать еще и фрезерный, циркулярный, ну и работать на давно родном рейсмусе (инструмент для разметки деревянных деталей — прим. ред.). Зато так приятно делать из шестигранного колеса круглое с трудом добытой фрезой! В последнюю очередь сделали катушку для ниток, материалом которой послужил ясень. Пожалуй, с ним я работать больше не буду, мало того, что он не «раскрашен», как яблоня или рябина, так еще такой твердый, что все процедуры с ним очень трудоемки, — признается Ания.
Наставница Ани, ткачиха Ольга Шишкоедова объясняет: в работе должны были быть учтены все пропорции, чтобы прялка была не просто красивым предметом интерьера, а действующим инструментом.
— Прялку можно сравнить с музыкальным инструментом — в ней все должно быть очень тонко настроено. Поскольку это самопрялка, она должна сама раскручивать и наматывать волокна — из разности этих скоростей будет рождаться нить, — объясняет Ольга Шишкоедова.
Мастерицы объясняют: сложность задачи была еще и в том, что конструкция прялки, выбранной Аней не из простых. Это «прялка-лежак», или «чухонка», каких на Южном Урале немного. В них катушка и колесо расположены на одном уровне. Гораздо более распространены (и более просты в изготовлении и конструкции) прялки-стояки, в которых колесо находится под катушкой.
Ольга не умаляет таланта ученицы, но утверждает, что практически все ткачи так или иначе умеют обращаться с инструментами — чинить и отлаживать свое оборудование. Однако высший пилотаж — это разработать уникальный инструмент и самостоятельно его изготовить. Для этих целей в мастерской Ольги вместе с материалом для прядения приготовлены шлифовальные машинки и лобзики. Поэтому Ания с удовольствием помогает своей наставнице изготавливать ткацкие станки, челноки, утки, рамки для прядения и другое оборудование, необходимое мастерицам.
Напомним, что ранее "Хорошие новости" уже писали про Анию: тогда она соткала себе изысканный наряд с мотивами казахских половиков.
Фото предоставлено героиней материала