«Танго танцует жирноватый мандарин»: челябинка преподает английский язык при помощи ассоциаций
Лингвист Екатерина Зайченко из Челябинска обучает английскому и испанскому с использованием мнемоники. Эта система приемов и методов помогает мозгу быстро запоминать новую информацию через вспомогательные образы и ассоциации. Благодаря мнемоническим приемам ученики Екатерины избегают мучений зубрежки и начинают быстро говорить на новом языке. Екатерина выпустила серию книг для изучения английского, общий тираж которых — больше 3000 экземпляров. Материал в них представлен нестандартно, через увлекательные истории, дополненные мнемоническими приемами.
«Хорошие новости» узнали, почему мнемотехники эффективнее старого доброго зазубривания, как работает уникальная методика, и кому под силу ею овладеть.
Мнемонические приемы употреблялись еще в давние времена. Считается, что понятие «мнемотехника» еще в 6 веке до нашей эры придумал Пифагор Самосский. Аристотель прописал понятие ассоциации и основные принципы, по которым следует создавать образы для качественного запоминания. Именно с помощью мнемонических приемов ораторам Римской империи удавалось запоминать огромные речи и говорить долго, продуктивно и убедительно. Первым учителем искусства памяти, как ранее называлась мнемоника, считается Цицерон. Позже уникальную систему запоминания продолжило разрабатывать множество ученых античности и Средневековья вплоть до Джордано Бруно. Наши современники понимают ценность знаний искусства памяти и продолжают работать в этом направлении.
Челябинка Екатерина Зайченко окончила ЮУрГУ по специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика». Компьютерные лингвисты занимаются разработкой алгоритмов и программ для обработки языков и текстов, системами проверки правописания, машинными переводчиками, созданием аналитических моделей языка, голосовых помощников и сервисов перевода, обучением искусственного интеллекта. Мнемотехника пришла в жизнь Екатерины с началом преподавания. Однажды молодому педагогу встретился студент, запоминать иностранные слова которому было особенно трудно. Несмотря на всю энергию, которую ученик и учитель вкладывали в занятия, результат оставался скромным. Тогда Екатерина начала искать альтернативные методы запоминания информации.
— Смотрела материалы, связанные с процессами запоминания, лекции по работе мозга, мышлению. — вспоминает Екатерина. — Как-то, отдыхая в деревне, нашла на шкафу книгу «Как улучшить память» автора Гарри Лорейна. Дед заказывал ее для бабушки, у которой тогда начались проблемы с памятью. С первых строк стало очевидно, что эта книга — настоящий кладезь знаний по запоминанию. Я долго искала такую структурированную, собранную в одном месте информацию. Мне самой в студенческие годы системы запоминания очень не хватало: объем информации у лингвистов был колоссальным. Тем более на направление «Фундаментальная и прикладная лингвистика» я поступала из обычной школы со скромным английским, далеко не того уровня, чтобы комфортно чувствовать себя на университетских парах. Но желание учиться и понимать преобладало, пусть и в ущерб времени на сон. Книжку издали уже после моего выпуска из университета. Листая ее, я обнаружила, что теперь секреты запоминания открыты для любого читателя, а осваивать их по необычной ассоциативной методике куда удобнее и эффективнее, чем зубрить.
Благодаря мнемоническим приемам можно запомнить любую нужную информацию: номера телефонов, даты, термины, правила грамматики и даже сотни знаков числа пи после запятой. Основана мнемоника на квазиголографической природе работы мозга, заключающейся в построении новых связей между нейронами. Нейроны — узкоспециализированные клетки, основные структурные и функциональные единицы нервной системы. Предназначены они для приема, хранения и вывода информации с помощью электрических сигналов. Когда мы учимся новому, между нейронами «вырастают» синапсы — «мостики», объединяющие знакомую информацию с новой. Занимаясь зубрежкой, люди добавляют новую информацию словно в пустоту, а мозгу нужно освоить, распределить и сохранить ее.
Мнемонические приемы помогают связать новое с известным через ассоциации и образы. Например, английское слово tangerine (мандарин) можно запомнить через ассоциацию «ТАНго танцует ЖИрноватый мандаРИН». Принцип создания ассоциации таков: она должна базироваться на чем-то абсурдном, начинаться с первых трех звуков слова, вызывать эмоцию и завершаться реальным значением слова. Начинать использовать мнемонику можно в любом возрасте. Причем детям она дается даже проще, чем взрослым, просто потому что у ребенка лучше развиты фантазия и воображение.
Екатерина — автор пяти книг по изучению неправильных глаголов. Материал ее пособия предлагают усваивать с применением приемов мнемоники. Первой книгой преподавателя стали «Причудливые истории», посвященные изучению неправильных глаголов через сказку. Начинать заниматься по книжке можно примерно с третьего класса.
— Это не учебник, а действительно сказочные, целенаправленно абсурдные истории с картинками. — рассказывает преподаватель. — Например, про доброго короля, который освободил жителей от налогов, синичек с петардами, муху, качающуюся на качелях в бусах из шаров для боулинга, или бабочку со вставной челюстью — челюсть потеряла злая ведьма, и каждый, кто вставлял ее, начинал сквернословить. Причудливые истории помогают запоминать неправильные глаголы: к каждому даются подсказки, ассоциации, слова-намеки. Неправильные глаголы — одни из самых частотных единиц языка, они сохранили формы с древности и обозначают самые простые действия — «быть», «есть», «пить», «бежать», «спать» и так далее. К книге есть рабочая тетрадь, где ученик может составлять собственные короткие истории, тренажер для закрепления правописания неправильных глаголов, таблицы с глаголами по группам с картинками. Для продвинутого уровня создан сборник заданий на английском языке «Irregular Verbs & Mnemonics. Simple Stories by Catherine». Это истории о людях с оригинальным характером или представителях новых профессий — например, VR-специалистах или digital nomads, «цифровых кочевниках». Еще один герой этой книги — микробиолог, который создавал особую молекулу. Его история так поразила одного школьника, моего ученика, что он даже перешел в химбиокласс. С помощью этой книги мы уже не только учим неправильные глаголы, но и развиваем мастерство сторителлинга.
Истории на английском согласованы с носителями языка. Онлайн пособия можно скачать на ЛитРес, заказать на Wildberries, а на книжных полках найти в «КнигаЛэнде» на Артиллерийской или магазине Esperanto. Еще они есть в отделе литературы на иностранных языках библиотеки Маяковского (ул. Коммуны, 129).
Сейчас Екатерину приглашают проводить курсы и мастер-классы по мнемотехнике. Недавно в ЮУрГУ на кафедре лингвистики и перевода студенты первого курса прошли повышение квалификации. Екатерина вела серию мастер-классов для них. Кроме того, она идейный вдохновитель и организатор онлайн клуба иностранных языков The Talk Advantage («Разговорное преимущество»), где можно изучать не только английский, но и испанский. До пандемии клуб работал в очном режиме, в коронавирусные времена перешел в онлайн, и сейчас продолжает работу в этом формате. С детьми до третьего класса Екатерина занимается очно, с более старшими школьниками и взрослыми по видеосвязи. Иногда людям нужно только объяснить сам принцип работы мнемоники, а дальше они развиваются сами. Екатерина приводит множество примеров, когда мнемоника дает совершенно потрясающие результаты: например, можно практически с нуля подготовиться к экзамену за три дня и сдать его на отлично или связно заговорить на заданные темы на английском меньше чем за месяц.
— Кто угодно может говорить на иностранном языке, надо только знать систему, как делать это быстро. Мнемотехника в этом помогает. Зубрить — все равно, что ходить пешком, а использование мнемотехники я бы сравнила с полетом на самолете. Мнемотехника — не «волшебная таблетка», чтобы добиться результатов, необходимо уделять время тренировкам. Но и бонус получается колоссальный: она значительно ускоряет освоение нового словарного запаса и изучения языка в целом. Самолет ведь тоже сначала нужно было придумать, потом обучить пилотов, построить и связать в единую сеть аэропорты. Самолет весит несколько тонн, но ни у кого нет сомнений, что он полетит. Так и здесь: с помощью мнемотехники тоже можно лететь к своим целям в познании слов, оборотов и смыслов языка, если приложить усилия.
Фото: архив Екатерины Зайченко