Татьяна Мустякимова под Челябинском разводит совсем крошечных лошадей, с виду — не крупнее овчарки. Среди этих изящных красоток — четыре породы: миниатюрная американская лошадь, а также европейские мини-пони, аппалуза-пони и уэльских пони. Самые интересные из них, то есть самые маленькие — "американки". Например, высота молодого жеребца Смайлика достигает в холке всего 65 см. Из-за этого на лошадках его породы нельзя ездить верхом даже детям. Зато скакуны очень дружелюбные и контактные — они с удовольствием общаются с людьми, которые от животных тоже в восторге: сеанс иппотерапии успокаивает, заряжает энергией, а фото с эдакими малышами получаются просто восхитительными. «Ну и что, что на них нельзя кататься? Наши кони рождены, чтобы украшать этот мир», — философски говорит хозяйка фермы.
На ферме лошадей разводят на продажу, однако любой желающий сможет туда приехать, за небольшую плату пообщаться с животными, сделать парочку фото, подышать свежим воздухом. Каждого гостя кони стремятся обнюхать, опять-таки, как собаки. Могут беспардонно залезть носом в карман, пожевать варежку или ремни на сумках. Татьяна подчеркивает — кормить их нельзя, ведь неправильное питание может привести к болезни и даже к смерти животного. Что же с ними делать? Можно гладить, обниматься и легонько шлепать по морде самых наглых попрошаек.
Когда мы с дочкой Дашей зашли в загон, лошадки нас окружили со всех сторон. Всем было интересно познакомиться. Даше всего три года, конечно, она немного оробела — лошади хоть и маленькие, но настырные. Через минут 10 дочка уже привыкла,, — рассказал один из посетителей фермы Илья Клевко.
Сейчас на ферме растет семь миниатюрных американских коней. Пасутся они вместе с пони и могут легко затеряться в толпе. Но это не единственные жители пони-фермы — в соседней конюшне живут и большие лошади разных пород. Всего в табуне 64 коня. Хозяйство не маленькое, поэтому Татьяна месяцами живет на ферме и присматривает за своими питомцами.
В город выезжаю за продуктами, а все остальное время живу здесь. У меня есть сотрудники, которые чистят конюшни, выводят лошадей, но и мне дел тоже хватает. Все они требуют особого ухода, ведь лошадки тоже болеют, видели нашу лошадиную аптечку? Это целый шкаф медикаментов, — пояснила женщина.
Татьяна занимается лошадьми последние семь лет. Раньше она работала художником-декоратором и оформляла витрины челябинских магазинов. В то время женщина даже не догадывалась, что будет жить на ферме. Однако благодаря мужу Айрату, купившему ей первых лошадей и начавшего строить конюшни, у Татьяны началась новая жизнь.
Первые кони в хозяйстве были как раз «минихорсами»: женщина мечтала заниматься лошадками, но опасалась, что с большими животными просто не справится. Тогда ее супруг и купил на выставке двух жеребых мини-кобыл — Пегги и Овацию. Покупка обошлась в 600 тысяч рублей.
Мини-лошадей удобно держать во дворе. Мы построили им небольшой сарайчик и загон 10 на 10 метров. Так как лошадка маленькая, много места им не нужно. Ест она немного, прокормить её дешевле чем собаку. Псу надо мясо покупать, а мини-лошадке достаточно купить большой стог сена, который летом стоит 700-1000 рублей. Есть этот стог она будет на протяжении 3-5 месяцев,— рассказала Татьяна.
Через несколько месяцев Татьяне предстояло принять первые конные роды. Естественно, она очень волновалась и на протяжении всего процесса консультировалась по телефону с подругой-коневодом.
Конечно, было страшно. Подруга мне рассказала, что лошади рождаются копытами вперед, и поэтому иногда нужно помочь кобыле и потянуть малыша за ноги, чтобы вытащить его, — рассказала Татьяна.
Сейчас лошадиные роды Татьяну уже не пугают. За последние годы на ферме появилось несколько десятков жеребят. За их рождением художник-декоратор, ставшая коневодом, наблюдает через экран монитора в отдельной комнате. В каждом стойле у неё оборудованы камеры видеонаблюдения и специальные датчики.
Часть жеребят Татьяна продает, но иногда выходит так, что они возвращаются в отчий дом. Так, например, тот самый коротышка Смайлик, который приехал на пони-ферму осенью 2020 года, является внуком одного из старожил фермы — мини-коня Шеди. Шеди и Смайлик часто общаются, но, кажется, даже не подозревают, что являются близкими родственниками.
Сына Шеди — миниатюрного коня Смоки — мы продали в новосибирский зоопарк. И сейчас на ферму приехал сын Смоки — конь Смайлик. Поэтому и получается, что Шеди и Смайлик — это дедушка и внук, — пояснила Татьяна.
Видео с приезда Смайлика
Площадь фермы составляет всего 3 гектара. По словам Татьяны такого пространства маловато для ее табуна. Так что, в будущем она планирует расширяться и, разумеется, разводить все новых и новых американских лошадок. Кстати, у себя на родине — в США — они нередко работают поводырями для слепых и слабовидящих людей. Возможно, со временем кто-то из челябинских минихорсов тоже возьмет на себя такую задачу.