Диалог 12 ноября 2015

Александр Ширвиндт: "Все сидят в „жюрях“ целыми днями"

Александр Ширвиндт рассказал нам о традициях репертуарного театра, как жить с женой более 50 лет и кто — единственная в мире женщина, назвавшая его некрасивым.
Александр Ширвиндт: "Все сидят в „жюрях“ целыми днями"
Позитив

На этой неделе в Челябинске отметился московский Театр сатиры и его неподражаемый худрук — Александр Анатольевич Ширвиндт. В свои 80 с лишним лет актер сохраняет удивительную бодрость духа и играет главную роль в пьесе "Орнифль". Журналисты челябинских СМИ встретились с Александром Анатольевичем и поговорили о театре, современной сатире и, разумеется, о семье. 

Вы в Челябинске впервые?

— Я в Челябинске уже в пятый раз. Первый раз я был в Челябинске, когда вы еще три раза не родились. В 1959 году, вы не родились еще? Нет? Ну вот, тогда я и был в Челябинске. 

— Мы пока вас ждали, увидели на сайте Театра сатиры сообщение, что во второй половине ноября отменено шесть спектаклей. С чем это связано?

— Дело в том, что у нас премьера и я не успеваю. Поэтому несколько взрослых и несколько детских спектаклей пришлось отменить, чтобы репетировать. Дело не в катаклизмах. Что же касается в целом кризиса репертуарного театра, то да — тяжело. Мы сейчас были в Екатеринбурге, я лежу в номере, делать нечего, смотрю телевизор и все время бегущая строка. Так вот, я насчитал шесть антреприз. Хотя есть надежда, что люди уже обожрались этого: когда два стула на сцене и несколько звезд. Поэтому мы, когда привозим спектакли — предоставляем полное оформление, полный состав. Мало кто может на это решиться. 

— То есть, репертуарный театр переживает не лучшие времена?

— Вообще, русский репертуарный театр — это основа мирового театра. Недаром же, все театры мира всегда равнялись на Чехова Антона и Михаила, Станиславского, Таирова, Лобанова и так далее. Русский репертуарный театр, со времен Островского театра — это был фундамент мировой театральной культуры. 

— Может быть, вся проблема в огромном количестве театров?

— То, что много театров — это да. Может быть, в этом есть перебор. Но ведь все хотят жить. Пусть на досках, на чердаках, в подвалах, на крышах, на крысах. Всякие студии маленькие, они, конечно, не равноценные. Но кто будет решать что должно существовать, а что нет? Хотя сейчас время такое, что "откроешь телевизор" — и бесконечные жюри. Все сидят в "жюрях" целыми днями. Есть люди, которые переползают от одного жюри к другому. Вот Геночка Хазанов, нет ни одного места, где бы он не сидел. Гусман еще. И все жюри, жюри, жюри. А что "жюрить-то", надо работать. 

— Александр Анатольевич, как художественный руководитель театра Сатиры, скажите — как вы относитесь к сатире современной, представленной разнообразными стендап шоу, Камеди клабом и другими подобными проектами? 

— Они ребята способные. Например, я следил за деятельностью "Уральских пельменей" — это очень талантливые и дико трудолюбивые люди. Но когда они начинали — было мило, наивно, азартно. Сейчас они превратились в таких нахальных, профессиональных мастодонтов. Это хорошо, с другой стороны — нельзя печь как блины эти самые статирические шоу. То есть, там очень много талантливых людей, но когда эти шоу транслируются круглые сутки я говорю — не лезьте всюду. Ведь, во-первых, можно надоесть, во-вторых, это необыкновенно распыляет суть. 

— Действительно, сатиры слишком много.

— Да ее сейчас просто нету, сатиры. Вот, например, мы ставим сатирическую пьесу Юрия Полякова, называется "Чемоданчик". Это сатирическое произведение. Чемоданчик — это ядерный чемоданчик. Его носит за президентом морской офицер. И вот однажды этот офицер украл чемоданчик, забаррикадировался в квартире и требует: квартиру, дачу. Вот это сатирическое произведение. Ставим его, не знаем, правда, что нам за это будет. 

— Кстати, в свое время театр Сатиры был рекордсменом по количеству запрещенных показов. Сейчас вам больше ничего не запрещают?

— Ничего не запрещают, но ничего и нету. Нечего запрещать. А если вы имеете в виду молодых режиссеров, которые наизнанку переворачивают классику, то я этого не приемлю. Кстати про молодых драматургов. Мы устраивали в театре конкурс на лучшее сатирическое и драматическое произведение. И получилось странно — огромная страна, но где эти Салтыковы-Щедрины и Гоголи? Должны же где-то быть. Мы надеялись. Пришло 97 пьес. Из них до третьей страницы можно было дочитать только десять. Такая жуть.

— Наш вопрос может показаться невежливым, но вы бы не хотели взять в пьесу "Орнифиль" более молодых актеров?

— Там в этой пьесе заложено, что герои несвежие. Там даже есть такой текст: "Господь отворачивается от людей старше 70 лет". Я старше 70 лет. А вообще, играть до упора молодые роли нельзя, разумеется. У нас был милый спектакль "Кабала Святош. Мальер". Так вот, в прошлом сезоне я его снял с репертуара. Потому что там я играл, играла Вера Кузьминична Васильева. Мальера похоронили за кладбищенской стеной в 53 года. А играть 53-летнего, когда тебе 80 — стыдно. Хотя, русский репертуарный театр славится тем, что замечательные актеры до упора играли. Взять, к примеру Царева (Малый театр)он играл Чацкого лет до 65. Его все боялись в театре. 

— Вы уже более 50 лет женаты на своей супруге — архитекторе. То есть, человеке из совсем другой среды, не театральной. Как удалось уживаться все это время? 

— Кстати, моя жена в Омске построила театр музыкальной комедии. Он как трамплин такой. У меня вся семья архитекторы — академики, один я приблудный. Так вот, несколько лет назад брат моей жены, он академик архитектуры, был в Омске на симпозиуме. И ему показывали этот театр, он тогда произнес: "Между прочим, этот театр построила моя сестра". А ему возразили: "Нет, этот театр построила жена Ширвиндта" Но это я отвлекся. Чтобы жить хорошо, надо чтобы жена не знала, где я работаю. Моя не знает: что я ставлю, где я работаю. И столько лет мы вместе. Ребенку уже 58 лет, представляете! Правнучка бегает — четыре года. Такая зараза! Хорошенькая. Приходит тут как-то ко мне, говорит: „Шура — а меня Шурой все обзывают дома — что ж ты у меня такой некрасивый? Но я тебя и такого люблю!“ Я говорю — ты первая женщина в моей жизни, которая сказала, что я урод. Другие вкусы у них.


Похожие новости:

Понравилось? Расскажи друзьям

Последние материалы:

Она бежала на свидание: нашлась хозяйка собаки, ради которой автоинспектор остановил поток

Дворняжку с хромой лапкой зовут Майя и у нее есть возлюбленный по кличке Рекс.

“За гранью суровости”: в Челябинске появится еще одно СМИ только с хорошими новостями

Преподаватель журналистики ЧелГУ получила на это грант размером полмиллиона рублей.

Бабушке, которая проносила сапоги 40 сезонов, "Юничел" подарит новую обувь

Женщина сможет выбрать себе любую понравившуюся модель.

Стало известно имя самого доброго сотрудника ГИБДД, который перевел через дорогу хромую собаку

Оказалось, что инспектор несколько месяцев назад спас на дороге девушку с эпилепсией.


Самые позитивные

Новости smi2.ru