Диалог

Александр Шамин: "Люди в деревнях относятся к передвижным фельдшерским пунктам с особым уважением и должным пониманием"

Александр Шамин: "Люди в деревнях относятся к передвижным фельдшерским пунктам с особым уважением и должным пониманием"

Начальник отдела организации первичной медико-санитарной помощи областного минздрава рассказал, что за "фапы" ездят по Южному Уралу. 

По отдаленным селам и весям Челябинской области колесят Фельдшерско-Акушерские Пункты, в сокращении просто  “ФАП” — это  небольшая машина, напичканная самым разным медицинским оборудованием, практически поликлиника на колесах. Они курсируют по области и принимают пациентов там, где нет собственных больниц.

Мы решили узнать, что это за диковина такая и как она работает, кто там работает и что нужно, чтобы в вашу деревню приехала такой "ФАП". За ответами отправились к начальнику отдела организации первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи и медицинской эвакуации минздрава Челябинской области  — Сергею Александровичу Шамину.

Какие существуют виды выездной работы медиков? Каким образом медицина становится доступной в селах и деревнях Челябинской области?

— У нас видов выездной работы существует несколько. Челябинская областная клиническая больница, областная детская клиническая больница, перинатальный центр, кардиологический диспансер, центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями — все эти учреждения здравоохранения осуществляют выездную работу. Врачи-специалисты выезжают в территории по заявкам, анализируют уровень заболеваемости и смертности в данных территориях. Заявки в свою очередь обусловлены недоступностью специалистов. И выездными формами работы мы достигаем приближения специализированной качественной медицинской помощи к каждому жителю региона, независимо от того места, где он проживает. Также в состав выездных бригад у нас входят передвижные центры здоровья, передвижные флюорографы и маммографы. Кроме того существуют выездные бригады для диспансеризации определенных групп взрослого населения, которые выезжают также в территории и осуществляют эту работу.

А можете привести какие-то цифры? Сколько, скажем, в год удается пролечить людей через вот такой механизм работы?

— Ну, смотрите. В 2015 году, например, удалось пролечить более 51 000 человек. Сейчас об итогах всего 2016 года говорить рано, но за первые три квартала — почти 32 000 человек. И не забывайте, что у нас введена такая форма выездной работы как ПФП — передвижной фельдшерско-акушерский пункт. Всего их в регионе пять, они охватывают 26 территорий, но закреплены за пятью муниципалитетами: Уйский, Нагайбакский, Кизильский, Бредненский и Варненский районы. Благодаря таким передвижным фельдшерским пунктам обследовать удалось в этом году 3150 человек. Эта цифра может показаться маленькой, однако надо понимать, что мы говорим о территориях с малым количеством населения: деревни и села.  

Что за передвижные фельдшерские пункты?

— Это пункты приема людей на базе автобусов ПАЗ и "Газель". Работа их осуществляется по графику. В ряде территорий это ежедневный график работы, в ряде — недельный. То есть неделю акушерско-фельдшерский пункт работает в одной деревне, неделю в другой. В планах закупить еще шесть таких передвижных пунктов, чтобы охватить еще 30 территорий Челябинской области. Если говорить о самом формате фельдшерско-акушерского пункта, то он подразумевает оказание доврачебной помощи. В нем установлен набор диагностического оборудования: экспресс-анализаторы — глюкометры, аппараты для измерения уровня холестерина; тест-полоски; аппарат ЭКГ, в том числе дистанционный, по которому передаются данные сразу в региональный центр и получается заключение; аппараты для измерения артериального давления, росто-весовых показателей. В составе здесь работает фельдшер и медсестра. Для получения помощи врача, людей направляют либо в амбулаторию, либо в центральную поликлинику.

Что нужно, чтобы такой передвижной пункт приехал в ту или иную территорию?

— Ровным счетом ничего. Каждая территория, за которой закреплен "фап" — фельдшерско-акушерский пункт — знает, что здесь помощь оказывается именно таким образом, знает график работы "фапа". Я ведь уже сказал, населения в данных территориях немного, людей проинформировать не составляет особых трудностей. Причем людям не нужно стоять в очереди перед таким пунктом: каждый раз формируется группа по времени на следующий прием.

Какие-то специальные документы нужны людям, чтобы их приняли в таком "фапе"?

— Нет, ничего сверхъестественного. Стандартный набор документов: паспорт гражданина РФ и полис.

Чуть раньше вы сказали, что на передвижных фельдшерско-акушерских пунктах работает фельдшер и медсестра. Это ведь женщины, как правило? Есть у них в таком пункте тревожная кнопка или газовый баллончик хотя бы? Вдруг что, всякий же контингент  в деревнях живет.

— Может быть, в личных целях у кого-то и есть. Но проблем таких в работе "фапов" пока что не возникало. Это связано прежде всего с тем, что население само очень радо, что к нему приезжают медики, что у людей есть возможность пройти обследование, показаться специалисту. Люди в селах и деревнях относятся к подобной выездной работе с должным пониманием.

Хоть наша беседа сегодня сложилась в довольно официальном тоне, не можем не задать традиционный вопрос — в чем ваша самая свежая хорошая новость, Александр Сергеевич?

— Каждый день что-то хорошее происходит. Но если не выходить за рамки нашей официальной беседы, скажу так. Буквально в начале недели я был на совещании профильной группы в Москве, откуда привез много интересной информации и нужных материалов по организации работы системы здравоохранения здесь, на месте. От этого в первую очередь будут зависеть и позитивные изменения, которые люди ощутят на себе. Мы же говорим о качестве и доступности медицинской помощи. 

Похожие новости:

Читайте также: