Вспомните цитату: “Вы думаете, нам, царям, легко? Да нам молоко за вредность нужно давать!”. Министерство экологической и радиационной безопасности мало того что делает ну очень “грязную” работу, так еще и расположено на едва ли не самом загазованном перекрестке города, напротив публичной библиотеки.
Царствует в министерстве чистоты Ирина Александровна Гладкова, ее мы и расспросили о вредности работы, стрессах, рационе и трудовых достижениях. Ну и о том, как товарищ министр выбирала себе авто.
Надо сказать, “расстрельная должность” министра экологии требует для своего замещения человека действительно уверенного, позитивного и жизнелюбивого. Ирина Александровна — из таких.
Ирина Александровна, думается, что ваша работа — беспрестанный стресс. Едва ли есть министерства, в которые люди звонят и говорят “спасибо, у нас все отлично”, но министерство экологии, пожалуй, больше других подвергается критике граждан. Как справляетесь с негативом?
— Да, трудно сказать, какое министерство вообще хвалят. Всегда люди хотят больших результатов, чем видят на деле. Любая должность — это ответственность, как говорится: “делай что должно и будь что будет”. Не всегда удается отвлечься от эмоционального фона в обращениях граждан и новостях в интернете, абстрагироваться. Но надо всегда помнить, что есть цель, которую нужно достичь.
Благодарят люди за работу хоть иногда?
— Конечно, это чувствуют в большей степени мои коллеги, инспектора, которым удается достичь на месте какого-то результата.
А в социальных сетях вам лично пишут?
— Я не зарегистрирована ни в каких социальных сетях, это сознательный шаг. Тем более все чиновники сейчас обязаны освещать свою деятельность в социальных сетях. У меня есть электронная почта для коммуникации. Но уверяю, мы в министерстве очень тщательно следим за повесткой, читаем и соц.сети, и новостные ленты. Я активно читаю интернет, причем как лояльные сайты, так и те, которые… ну, мягко скажем, совсем не лояльны.
Вы вообще в силах улучшить экологическую обстановку? Или точка невозвращения пройдена, теперь можно только бороться с сегодняшним днем, не допускать ухудшения и лучше уже не будет?
— Надо понимать, что пришла очередь экологических благ. Раньше люди просто хотели комфорта, каких-то материальных вещей. Теперь в пирамиде потребностей экология перемещается на более высокие приоритетные уровни. Хочется есть экологически чистые продукты, дышать чистым воздухом, а не просто “жить”. Мы обязаны ответить на этот вызов человека.
Изменить обстановку, привести ее параметры к определенным нормам мы в силах, хотя на это потребуется время. Нельзя декларировать “вчера было плохо, завтра станет хорошо”. Но также надо иметь в виду, что Челябинская область сформировалась именно как промышленный регион. Мы опорный край державы, “ее добытчик и кузнец”. Мы — один из самых промышленно-нагруженных регионов и всегда таким были.
А за чистыми продуктами — это тоже к вам в министерство? Кстати, а у вас какой рацион, вы разделяете модные тенденции веганства или сыроедения?
— Нет, за продуктами — это не в наше ведомство! Я питаюсь самым обыкновенным образом, без радикальных “перекосов”.
Какими длинными проектами сейчас живет министерство экологии?
— Есть контрольные точки, реперы, достижение которых достаточно значительно. Например, с точки зрения охраны атмосферного воздуха. Мы уже подошли к первому реперу. Создана лаборатория наблюдения, которая объективно может оценивать ситуацию в городе и за его пределами. Следующий репер — хотим изменить парадигму управления. Губернатор поддержал наше начинание. Сейчас мы каждому предприятию говорим, сколько и чего оно может в воздух выбрасывать. Предприятий много, и если с каждым и все в порядке, то в целом в городе ситуация мягко говоря не благополучная. Поэтому надо изменить систему управления воздухоохранной деятельностью. Вот есть допустимый объем выбросов, поделим этот объем на все предприятия, и пусть каждое предприятие будет обеспечивать свою квоту, тогда в сумме превышения быть не должно. А мы будем наблюдать за качеством воздуха непосредственно в городе. Надеемся, это станет нормативным законодательным рычагом, и предприятия с пониманием к этому отнесутся, и, уверены, воздух станет чище.
Еще один очень важный проект — Карабаш, река Сак-Элга, угроза Аргазинскому водохранилищу. Мы достигли значимые результаты, получили положительное заключение Государственной градостроительной экспертизы. Теперь мы знаем, сколько будут стоить работы, каковы сроки выполнения и можем начать работать, чтобы получить деньги на их реализацию.
Еще одна задача — закрытие городской свалки к 2018 году. Сделаны те шаги, которые позволят свалку закрыть, мы разрабатываем проект рекультивации, это реальные достижения.
На какой машине ездит министр? Имею в виду личный автомобиль.
— У меня Skoda Yeti (компактный кроссовер, прим. ред.) с самым маленьким двигателем, кубатура 1,2 литра.
Выбирали по экологичности?
— Ну расход топлива это не последний критерий, конечно, но обычно женщины выбирают авто по принципу “села — подошло” или “села — не подошел”.
Где, на ваш взгляд, самое чистое место на планете из тех, где вы побывали? Где отдыхает министр?
— Я не очень-то “заграничный” человек. Вот в моей студенческой молодости, когда мы сплавлялись по рекам, ездили в Среднюю Азию в горы, мне казалось, что и здесь у нас комфортно, хорошо и интересно. Я думаю, что у нас и на сегодняшний момент есть места, которые остались не “захожены”, не замусорены. Я люблю Урал! Еще у меня есть дача, прекрасное место отдыха.
А в Крыму бывали?
— В Крыму была со школой комсомольского актива Дворца Пионеров, но это давно. А недавно там проводили Федеральный экономический совет, и я присутствовала, но всего два дня. Конечно, очень чистое море… и по моим представлением, очень мало изменившаяся со времен моего пионерского детства инфраструктура. Кажется, вот какие были автобусные остановки по пути в Артек, такие и остались. И проблемы территории в части благоустройства, уборки мусора, тоже видны.
Если бы была возможность воскликнуть “Авада Кедавра” и уничтожить одну-единственную экологическую проблему подчистую, какую бы вы выбрали?
— Конечно, проблему воздуха. Просто потому что она требует больше всего сил и времени, поэтому если бы у меня была возможность, как у Гарри Поттера, я бы очистила воздух.
Какие у вас хорошие новости?
— Да у меня все новости с работой связаны! Хотя, говорят, “нет новостей — уже хорошие новости”. Вот мы очень рады, что у нас наконец-то в пресс-службе особо ценная сотрудница ушла в декрет. Это очень хорошо, мы ждем увеличение пресс-секретарского состава!