Диалог 17 декабря 2018

Основатель "Мосигры" Дмитрий Кибкало: "Мою первую настольную игру отказались брать в Детском мире"

Как внедряли настольные игры в России и как они связаны с психотипом человека, рассказал создатель крупной сети настолок.
Основатель "Мосигры" Дмитрий Кибкало: "Мою первую настольную игру отказались брать в Детском мире"
Позитив

Вы заметили, как быстро настольные игры просочились к нам в жизнь? Сейчас игру "дженгу" или "башню" легко найти в любом баре или клубе, объяснять правила игры "Мафия" приходится все реже, а вечеринка с друзьями не обходятся без "Крокодила" или "Элис". 

Одну из "причин" этого явления зовут Дмитрий Кибкало — он является основателем сети магазинов "Мосигры", а заодно и популяризатором настольных игр в России. О том, как проходило внедрение настолок и как игры связаны с психотипом человека, Дмитрий рассказал корреспонденту "Хороших новостей". 

 

На фото основатель компании "Мосигра" Дмитрий Кибкало 

С какой целью вы приехали в Челябинск? 

— У нас в Челябинске три магазина, плюс буду читать лекцию  для сотрудников одной из крупных IT-компаний по клиентоориентированности. Я часто читаю такие лекции на конференциях или в компаниях.

Вы основали компанию "Мосигра". Компания большая, а как называется ваша должность? Генеральный директор? 

— Сейчас у меня нет должности, я занимаюсь стратегическими вопросами. Ставлю амбициозные цели. В этом году компании исполнилось 10 лет, и мы выстраивали стратегию на следующий период, как мы будем дальше захватывать мир. Когда мы начинали работать с настольными играми, этого сегмента на рынке практически не было. Мы его сами выдумали и надули до того размера, в котором он существует сейчас. 

То есть, можно же вас назвать самым главным человеком в компании? 

— Наверное, можно. 

Какие плюсы и минусы у бизнеса настольных игры? 

— Плюс – это очень интересное занятие и кармически положительный бизнес. Про фастфуд можно сказать, что он вреден — а про настольные игры ничего плохого сказать нельзя. Поэтому нам легко набирать персонал, искать людей в команду. 

Минусы — настольные игры не являются продуктом первой необходимости. Поэтому, спрос на них нужно было создавать. Его изначально не было. Так что, наша основная деятельность — это создание спроса на настольные игры. 

И как же вы это делали? Создавали тематические группы в соцсетях? 

— Нет, через проведение мероприятий, игротек. На такие игротеки люди могут прийти и бесплатно поиграть в настольные игры. Для нас это "промо", а для людей бесплатное развлечение. Но я-то знаю, что если человек поиграл в игру, и она ему понравилась, рано или поздно он придёт и купит её. Эта стратегия сработала. 

В какой момент настолки из игр для детей перешли этот барьер и стали интересны взрослым? 

— Этот процесс произошёл на наших глазах. "Мосигра" стартанула в 2008 году и тогда 2 000-3 000 проданных коробок одной игры — это был неплохой результат. Сейчас рынок значительно вырос, и есть игры, которые продаются сотнями тысяч коробок. 

А что было до 2008 года? 

— Тогда все игры в России делились на два типа: игры для детей из разряда "иди, поиграй во что-нибудь" и мегасложные игры для прошаренных людей. Например, настольная игра Warhammer 40,000. Это хорошие игры, но они интересны не всем. Мы же попытались показать, что играть может любой человек, любого возраста и не обязательно для этого быть гиком. 

Когда вы только начали работать, были какие-нибудь особенно запоминающиеся случаи? 

— В 2008 году мы начали, а уже в канун 2009 года спрос на игры зашкаливал: помню, в декабре  на точку приехала машина с играми, а у магазина уже ждали покупатели. Мы не успевали разгрузить авто, поэтому приходилось продавать коробки сразу с борта. 

В Новый год 2009 у нас в магазине была драка за последнюю коробку игры Activity (игра немного напоминает "Элис" прим. ред.). Я тогда не знал, куда деться… стою за прилавком у всех на виду, передо мной очередь. Было очень стыдно, ведь это была наша ошибка, мы не заказали достаточно игр. 

Давно уже не работаете продавцом? 

— Почему же? В Новый год руководители нашей компании выходят в магазины работать. Кажется, у японцев этот приём называется "гэмба". Это делается для того, чтобы руководители понимали аудиторию и видели своими глазами, кто платит. В этом году в Казахстане я уже поработал немного, и в Москве постою за прилавком. Это популярная методика. Например, основатель "Икеи" до последнего упаковывал товары для клиентов на открытии новых магазинов. 

Вы сами играли в детстве в настолки? 

— Да, в самодельные, ведь тогда настольные игры не продавались в магазинах, мы их сами делали. Это была "Монополия", ну и конечно же в "Шакал". Когда мне было лет шесть, папа смастерил пиратскую игру "Шакал". Мама сделала все рисунки. Мы в неё все детство играли, папа рассказывал мне, что узнал про эту игру ещё в студенчестве. Поэтому я был уверен, что это известная игра. Но когда я поступил в университет в 1998 году и привез коробочку игры, оказалось, о ней никто не слышал: за 20 с лишним лет игра попросту умерла. Тем не менее я рассказал о ней своим сокурсникам, и мы ночами на пролет в неё играли. 

И как же вы решили открыть первый магазин настолок?  

— Эта история тоже связана с "Шакалом". Через 10 лет после выпуска из МГУ я нашел крутого иллюстратора, было немного свободных денег, и я заказал у неё прорисовать "Шакала". Мне просто хотелось сделать красиво для себя. Но в типографии выяснилось, что по деньгам печатать одну игру или сто — одинаково. И я заказал 100 наборов. И все эти 100 коробок мне привезли домой. Несколько коробок я папе подарил, парочку знакомым отдал. Но куча игр все равно не редела. Жена начала задавать вопросы, что мы с этим будем делать? И как раз мой друг остался без работы. Мы с ним всё обсудили и предположили, что если продать эти коробки — будет неплохо. 

Сначала пошли в книжные, в Детский мир — может быть кто-нибудь согласится со своих полок продавать. Но нам ответили, что эта игра неизвестная, поэтому никто в жизни её не купит. Мол, это невозможно. Для меня это прозвучало как вызов. Я не приемлю слово "невозможно". И решили, что всем покажем и продадим игру. Тогда я занял 400 тысяч рублей и создал интернет-магазин "Мосигра". Помню, я тогда даже и не говорил никому, зачем мне нужны эти деньги. Грандиозных планов о создании сети и франшизы не было — просто хотели продать эти 100 коробок и немного заработать. У меня, кстати, и работа основная была — я был директором продюсерского центра. Среди прочего, мы организовывали фестивали Comedy Club. 

Игра "Шакал" — первая игра основателя "Мосигры"  Дмитрия Кибкало

То есть вы открыли магазин ради 100 коробок "Шакала"? 

— Помимо него мы купили ещё 20 самых лучших игр, их всего-то и было 20 наименований на рынке. И на сайт среди них мы выставили нашего "Шакала", как будто он тоже самый лучший на рынке. Запустили сайт в ноябре 2008 года и за месяц продали все коробки. 

После мы поняли, что эта тема пойдет и решили не бросать. Торговля – в большей степени математична. А папа у меня отличный математик. Я показал ему табличку нашего магазина во время празднования Нового года — поставок, продажи и спросил, как ему. Он сидит-сидит, смотрит и говорит: "Слушай, в этом что-то есть". Для меня это было знаком, что настольными играми действительно стоит заниматься. 

Мы слышали, что в Челябинске владельцы франшизы "Мосигры" в какой-то момент отказались от неё и основали свою собственную локальную сеть магазинов настольных игр "Знаем. Играем". Почему это произошло? 

— Когда мы только начинали искать партнеров по всей России, у нас не было чётких правил и условий во франшизе. С одной стороны, это помогло быстро захватить большую территорию. Но были и минусы. Сложно следить за качеством и выполнением стандартов бренда на местах. Например, у нас везде вывески красно-белые. Но когда я приехал в Нижний Новгород, увидел, что здесь у "Мосигры" вывеска красно-синяя. Просто потому, что директор нижегородской "Мосигры" посчитал, что так красивее. И в 2013 году мы начали франшизу "причесывать" — прописывать правила работы и условия. И некоторые партнеры решили, что они не готовы на новых условиях с нами сотрудничать. Среди таких людей были и челябинские партнеры. 

Есть разница между российскими фанатами настольных игр и фанатами других стран? 

— Да, определенно. Существует две школы настольных игры — европейская и американская. Американская школа характерна играми с прямым конфликтом и высоким влиянием случайного фактора. Прямой конфликт — это когда действия игрока не только улучшают его позиции, но и стремятся ухудшить позиции других игроков. Например, знаменитый "Манчкин" на этом построен. А европейская школа — наоборот. Чем меньше конфликтов и случайного фактора, тем лучше. В России, по моим наблюдениям, больше любят американскую модель, более агрессивную. 

Вы только продаете игры, или ещё и создаете их? 

— В год мы выпускаем порядка 50 игр: около 40 из них те, на которые мы покупаем права на западе, а 10 — разрабатываем сами. "Мосигра" входит в холдинг, в котором имеется своё издательство игр. У издательства имеется своя фабрика в Подольске, где мы эти игры печатаем. С нами сотрудничают некоторые авторы настолок, как наши, так и зарубежные, то есть через нас игры можно издать. Это сложно, но можно. 

Могут ли настольные игры победить компьютерные игры? 

— Компьютерные игры уже никогда и никому не проиграют. Они не исчезнут. Настольные игры могут разве что отвоевать свою долю времени, так как это направление растет. Но кто-то кого победит — такого уже не произойдет. Они развиваются параллельно. По компьютерным играм делают настольные игры, и наоборот. 

У вас есть дети? 

— Да, трое мальчиков. Одиннадцать, десять и пять лет. 

И они любят настольные игры? 

— У них уже, наверное, профессиональная деформация в плане настольных игр — они могут играть не только в детские игры, но и во взрослые. "Энергосеть", "Большой пожар 01", "Нефаруис". Я очень сильно повлиял на их вкусы. Перед тем, как начинать продавать какую-либо игру, я давал поиграть в неё им. Дети — одна из фокус-групп. Поэтому они в настольных играх разбираются лучше многих взрослых.

Игра "Нефариус"

А настольные игры сильно влияют на детей? 

— Безусловно. По играм, в которые человек играет, можно понять, какой психотип у него. Согласно теории Адизеса, людей можно разделить на четыре психотипа. Человек типа "P" – производитель, работающий на результат. Это, например, менеджер по продажам. Человек типа "A" — это администратор, ему важно, чтобы все было по правилам. Тип "E" — предприниматель, он думает, что сделать сейчас, чтобы получить результат в будущем, а тип "I" — такой человек замотивирован на то, чтобы задачи решались командой. Игры помогают не только определить психотип, но и прокачать недостающие качества. "Крокодил" развивает навыки общения, т.е. человека типа "I". Глубоко стратегические игры развивают человека типа "Е". Шахматы — игры типа "А". А тетрис — игры для типа "Р".  

Обращение к читателям 

Друзья, сообщайте нам свои новости и истории. Звоните на Viber +79226337117, пишите на почту: redaktor@hornews.com 

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

vk.com

instagram.com

facebook.com

ok.ru

Telegram

Яндекс Дзен

 


Похожие новости:

10 способов провести вечер в Челябинске с пользой для мозгов
Позитив
16239

10 способов провести вечер в Челябинске с пользой для мозгов

Настолки и квесты для новичков, лектории и квизы для любителей, дебаты, мафия и бизнес-игры — для профи. Чего изволите?

Понравилось? Расскажи друзьям

Последние материалы:

Через дорогу у "Академ Риверсайд" построят надземный переход

Ранее, чтобы перейти шоссе людям приходилось либо нарушать правила, либо долго идти до светофора.

Пугающие технологии, которые сделали мир лучше

Расскажем об изобретениях, которые сначала вызвали волну страха, но оказались незаменимыми и используются по сей день.

Доктор Женя, который лечит бездомных в Челябинске, съездил в Чехию, где тоже лечил бродяг

В Европу челябинец поехал для обмена опытом с местными активистами.

Любовь без границ: девушка из Челябинска вышла замуж за человека, старше себя на 39 лет

“Хорошие новости” побывали в гостях у Розенбергов и узнали их историю любви, а также секрет семейного счастья.


Самые позитивные

Новости smi2.ru