В Челябинске побывал Шаварш Карапетян — тот самый герой, что спас за свою жизнь несколько десятков человек, установил 11 мировых рекордов по подводному плаванию, 17 раз завоевал звание чемпиона мира, 13 — чемпиона Европы, и 7 — СССР.
Абсолютного чемпиона в Челябинск пригласил студент Педагогического университета Илья Санников. Парень так вдохновился историей человека-легенды, что мечтал познакомиться с ним лично и даже создал сайт, посвященный герою. 62-летний Шаварш Владимирович предложение приехать в Челябинск принял с радостью, в ЧГПУ он встретился со студентами, рассказал им свою историю, ответил на сотни вопросов и… нашел время, чтобы прогуляться по Кировке и выпить кофе с корреспондентом "Хороших новостей".
Шаварш Владимирович, с момента спасения людей в Ереване минуло сорок лет. Все это время вы постоянно взаимодействуете с молодыми спортсменами, встречаетесь со студентами. И у вас есть прекрасная возможность проанализировать, как и на сколько отличается нынешнее поколение от поколения вашего. В чем основное различие, как считаете?
— Наше поколение, конечно, не так было информировано. Информационные знания нынешнего поколения в сто крат превышают те, что были у нас. Человечество сейчас развивается намного быстрее. Ребенок, бывает, еще говорить не умеет, а уже тянет руки к компьютеру, говорит "дай мне, дай" и что-то там загружает, включает. Я смотрю на своего внука Микаэла — ему год и четыре месяца — он уже может раз-раз и найти себе в интернете все, что нужно, музыку слушает, мультики смотрит. Я ему говорю елки-палки, может, ты мне еще геометрию объяснишь.
Это правда, что ваша жена долгое время ничего не знала о подвиге, который вы совершили, вытащив из утонувшего троллейбуса 37 человек?
— Да, правда. Она однажды прочитала в газете и спрашивает, мол, почему же ты не рассказывал. А я смеюсь и говорю "мы с тобой до этого еще не дошли". Я же с ней как говорил — придумывал истории фантастические про себя, небылицы сочинял. Не про то, что я чемпион и так далее, а вообще сказки. Она верила, а я ей голову улюлюкал.
Спасение утонувших в троллейбусе — это ваш наиболее знаменитый подвиг, однако были и другие. Какой вспоминается особенно?
— Пожар вспоминаю. Он намного сложнее — для меня в десять раз, чем вытащить людей из воды. (Речь о пожаре в спортивно-концертном комплексе Еревана, который произошел в 1985 году. Шаварш Карапетян стал случайным свидетелем и бросился помогать пожарным тушить бушевавший огонь — прим.ред.) Но на ситуацию с пожаром я среагировал быстро, понял, как надо действовать. Спрашиваю самого молодого сильного пожарного — они внутрь не заходили — "Ты боишься?", он говорит "Да". Я ему говорю "Пойдешь со мной", он на меня посмотрел и говорит "Да". Наверное, потому что у меня спортивный холодный взгляд был. А еще я был в дорогом костюме — лучшем своем на тот момент. Документы все в карманах. Я попросил меня намочить из брандспойта и попросил этого пожарного, чтоб он позади меня шел и крепко гидрант держал, потому что, если б он слетел, его бы невозможно было поймать. Мы прошли в здание, а в его середине пожара не было. Мы стали тушить фланги: сначала облили потолок, чтоб перекрытие с гудроном не рухнуло. Позже мы побежали помогать другим пожарным, и нас накрыло ядовитым дымом от меди. Дальше я не помню…
То есть, как?
— Дым нас накрыл и дальше я открыл глаза, а меня за ноги тащит водитель, который поблизости оказался. Меня бросили пожарные в кусты, думали, что я умер. Бросили и сказали "в морг его". А рядом был какой-то частник, он рассказывал, что увидел меня, проверил пульс и повез меня в больницу, когда понял, что я жив. Причем он меня запихнул на заднее сидение и не повез в больницу, что рядом, а повез во вторую городскую, что дальше. И меня там быстро откачали. Вот я и говорю, если в воде я был королем, то на пожаре я был последним и мог погибнуть запросто.
Что касается спасения людей из воды — выжившие как-то связывались с вами после этого. Звонили? Поздравляли с праздниками? Может быть, есть несколько интересных историй, может быть, с кем–то стали друзьями?
— Понимаете, прошло 40 лет. Многих из тех, кого я спас, уже нет в живых. "Первый канал" приглашал всех на 25-летие, 30-летие со дня той трагедии и были поводы увидеться и встретиться, конечно. Но я сам старался не встречаться с теми людьми. Это потому, что они покупали мне подарки. Они, скромно живущие люди, покупали мне какие-то золотые вещи! Мне вот это неудобно было.
Скорее всего, вы, как и все настоящие герои, героем себя не считаете, однако именно ваше мнение нам интересно вот по какому поводу: как вы можете объяснить засилье в массовом сознании искусственных героев, так называемых супер-героев? Неужели своих не хватает?
— Нет, не считаю себя героем, нет. Супер-герои… ну что сказать — это же фантазия. Смотрите, случилась авария, машина упала на лед, потом под воду, спасся один молодой человек, который абсолютно плавать не умел. Но он не убежал. А на улице был мороз. Он начал вытаскивать пострадавших и спас всех из этой маршрутки. Вы слышали об этом?
Конечно, это ведь наш земляк. То есть вы хотите сказать, герои никуда не делись?
— Не герои, нет. Смотрите, всегда мы отвечаем друг за друга. Этому надо учить детей с самого сада. Объяснять, что это твой друг и если что, ты должен помочь, если он упадет — помочь подняться и так далее. Примитивные вещи говорю, конечно. Я однажды был свидетелем, как женщина задыхалась, ее положили и стали делать массаж сердца. Я спрашиваю, а точно ли надо делать массаж, вдруг у нее инфаркт? Мне мужчина отвечает, мол, я врач, а ты уйди. И да, я не врач, но даже я понимал, что надо человеку что-то под голову положить и ждать профессионала. А там ей травматолог стал массаж сердца делать и она, к сожалению, умерла в итоге. Это было в Москве, я случайно оказался рядом.
Шаварш Владимирович, скажите, как именно нужно воспитать детей, чтобы в час "Ч" они не раздумывая поступили так как вы 40 лет назад. Может быть, есть какой-то с вашей точки зрения универсальный совет?
— Доверие и уважение нужно. И живые примеры. Например, я курил. Курил, бросал, снова курил. Многие годы. Шесть лет назад моя жена позвонила моему папе в Ереван и сказала, что я курю. Было это 31 декабря. Отец прямо вечером Нового Года звонит мне, поздравляет и спрашивает "Ты куришь?", я говорю "Нет!", он опять "Ты куришь?!", я говорю "Нет, папа, уже нет!". С тех пор я не курю. Но мне было сложно бросить. Сын заметил и спрашивает, пап, ну вот ты же в Москве, а дедушка в Ереване — кури, он не узнает. А как я буду курить, если я отцу обещал? Я папе никогда не вру и он мне никогда не врет.
Насколько нам известно, вы автомобилист чуть ли не с пеленок. Расскажите о своем авто-опыте, первая машина, на чем ездите сейчас?
— Я в четыре года научился водить. Сидел на буксире "газика" — ГАЗ-69 за рулем сзади. Отец сидел впереди, на грузовике тащил меня. Помню, я сначала плакал, боялся. Но с семи лет я уже отца возил на работу. Мы жили в провинции, а отец был преподавателем в единственной школе — уважаемый человек, его все знали, и меня поэтому никто не трогал, знали, что это сын Карапетяна отца до работы везет. А самая первая машина у меня была "Победа", я ее купил в 15 лет. Три года ездил без прав, а как только мне исполнилось 18 лет, меня остановил гаишник. Я так смеялся, права-то у меня уже были. Потом я "Победу" поменял на "Волгу", "Волгу" — на "Волгу-24", ее на "Плимут Фьюри"-2, потом BMW 7 была, потом "мерседес". Я любитель "мерседесов". Но сейчас опять на BMW езжу.
Вы приехали в Челябинск впервые?
— Нет, я был здесь еще во времена СССР. Второй раз приезжаю сюда. Первый приезд был очень запоминающимся.
Да? И чем же? Расскажите, пожалуйста, подробнее.
— Мне надо было показать себя на кубке СССР, чтобы попасть в кандидаты в сборную Союза. И я не имел права выступить, но мне все же дали возможность. Нельзя мне было выступать, потому что спорт-то командный, а я был один из Армении. Но мой тренер написал бумагу, что мое выступление необходимо для развития подводного спорта в Армении. Все очень удивлялись, мол, откуда в Армении вода. Это было даже в выступлении Покрышкина "Откуда в безводной Армении вырос подводник". Но да ладно. Тренер написал бумагу, ее подписал старший тренер, а судья здесь, в Челябинске, был грузином. И разрешил мне выступить. Я занял пятое место — это была большая радость. Я получил тогда бумагу о том, что теперь я кандидат в сборную СССР. В том же году, кстати, я в Минске взял одно второе место и два третьих места. Меня взяли в сборную на чемпионат Европы, а за десять дней до него я на тренировке установил три мировых рекорда. Потом уже я стал чемпионом Европы, рекордсменом мира. Не имея при этом звания чемпиона СССР. Это был удачный 1972 год. Удача началась с Челябинска.
Вы часто бываете в Ереване. Расскажите, Шаварш Владимирович, как там относятся к России? А то в сеть попадают очень противоречивые сведения. Осталась еще советская дружба народов или она уже в прошлом?
— 90% Россию любят. А 10% — это вербованные американцами. И пошли они на фиг. Я как-то сказал тост и повторю его сейчас. У всех армян, где бы они не родились, родина — Армения. Но родина Армении — это Россия.
Фото: Валерий Звонарев, Алина Огурцова, hornews.com