32-летняя Надежда Козионова из Челябинска уже 9 лет работает воспитателем в Центре “Акварель“, где живут дети, оставшиеся без попечения родителей. Для воспитателя 9 лет – стаж не малый, особенно если учесть, что многие уходят после первых недель работы.
Надежда отлично справляется со своими маленькими подопечными, а дети отвечают взаимностью: любят её за добрый нрав и очаровательную улыбку. Хотя и признаются: когда нужно, их воспитательница умеет быть строгой, прямо, как мама. Однако мамами называть воспитателей в "Акварели" не принято. Почему? Об этом Надежда Козионова рассказала в интервью "Хорошим новостям".
Как вы попали в Центр?
— По профессии я педагог-дефектолог и практику мы проходили в детских садах. Когда я оканчивала институт в 2010 году, я для себя решила, что буду работать в детском доме. У меня был настоящий "бзик" – пойду работать только туда и никуда больше. И "Акварель" на тот момент было одним из немногих учреждений, где принимали на работу молодых специалистов. Это связано с текучкой, многие уходили сразу после первых смен, так как понимали, что это не их место.
Неужели вас ничего не подталкивало раньше к работе в Центре? Может были знакомые дети, которые выросли без родителей?
— Нет, это было моё глубоко внутреннее решение. Возможно, был такой момент, что мне казалось, будто здесь дети недолюбленные. А у меня много любви и я могу поделиться ею.
Тогда расскажите о своей первой смене.
— Первая моя смена была 8 августа 9 лет назад… Мне дали группу дошкольников – в группе 8 малышей 4-5 лет. Меня познакомили с ребятами, показали группу, сказали, что я теперь здесь хозяйка. Первое знакомство было шокирующим для меня. Мне показалось, что я не справлюсь. Дети проверяли меня – прощупывали границу дозволенного. Например, ребенок сделает что-то и смотрит, как я отреагирую. Если я не сделаю замечание – значит можно — будет и дальше это делать. В общем, непросто, ведь у меня было очень мало опыта.
Что-нибудь особенно запомнилось в первые дни?
— Я принесла обед в контейнере и поставила в холодильник, который находится в группе. Во время обеда хотела поесть, вскрыла контейнер и обнаружила, что снеки мои обкусанны с разных сторон. Дети залезли в холодильник и решили попробовать мой обед. Правда, это было больше забавно, чем неприятно.
Часто шалят малыши?
— Конечно, на то они и дети. Как-то я принесла с собой большую банку крема и оставила её на столе. Попросила детей к моему столу не подходить. Пошла на кухню получать обед. Возвращаюсь, а все дети собрались вокруг моего стола. Я понимаю: что-то здесь происходит. Заметив меня, они тут же разбежались в разные стороны. Смотрю, банка с кремом вскрыта. Я поворачиваюсь к ребятам и серьезно спрашиваю: кто подходил к моему крему? А у нас в группе была девочка Даша, которая не разговаривала. Порой бывают такие дети. И дошкольники все грешки спихивали на неё, зная, что её все равно не наругают. В этой ситуации малыши попытались выкрутиться так же. Поворачивается ко мне мальчик Артем и говорит: "Я знаю, кто брал ваш крем! Это была Даша! " А у самого все лицо в креме. Я переспрашиваю: "Правда что ли, Даша? Иди, к зеркалу сходи". Он пошел и только тогда заметил, что все лицо в креме.
Расскажите подробнее, что входит в Ваши обязанности.
— Знаете, когда говорю, что работаю в детском доме воспитателем, знакомые спрашивают "А что там делать?" По-настоящему у нас очень много обязанностей. В детском центре соблюдают строгий режим дня, мы за ним следим. Я получаю завтрак-обед-ужин для детей, организую прогулки и совместные мероприятия, провожу игры с ребятами, готовлюсь с ними к различным конкурсам, помогаю выполнять домашнее задание во время учебы в школе. Даже, если нужно в магазин девочкам сходить, чтобы одежду купить – я их обязательно сопровождаю.
Дети наверняка вас слушаются не всегда. Как наказываете ребят?
— Наказывать детей мы не имеем права, это не профессионально. И поэтому нужно уметь находить подход к детям, а где-то даже хитрить. Был один забавный случай. Несколько лет назад меня поставили на группу девочек-подростков. У нас в 10 часов отбой, девочкам надо спать ложиться, завтра в школу, а они не хотят спать. Разговаривают между собой, в телефонах сидят. Раз сделала замечание, два – не слушаются. Тогда захожу в комнату, беру с полки первую попавшуюся книгу и начинаю читать вслух. А я вслух читаю очень монотонно и скучно. В следующий раз, когда я пришла на смену и ситуация вечером повторилась, я пригрозила: "Если вы сейчас не ляжете спать, я опять начну читать". Они испугались и сказали: "Надежда Викторовна, пожалуйста, только не читайте – мы будем спать".
Чему вы учите детей?
— Практически всему. Маленьких учим завязывать шнурки. Подростков водим на экскурсии в МФЦ, где им рассказывают, как работать со своими документами. Своих девочек я учу гигиене, сервировать стол и принимать гостей, мыть за собой посуду и так далее. А пару лет назад мы решили разбить огород на территории центра, чтобы показать, как растет морковь, картофель, другие овощи. Детям было интересно за этим наблюдать. Когда в теплице подоспели помидоры, наши 16-летние парни вечерами пробирались на огород, рвали зеленые плоды и ели. Мы их ловили, говорили, что так нельзя, но те не слушали.
Есть ли такое, что к ребенку "прикипаешь"?
— Да, мы же не просто воспитатели, как в детском саду. Здесь: где-то ты — мама, где-то — наставник, где-то — их друг. Ты все время с ними рядом. Встречаешь с ними Новый год и 8 марта, разделяешь с ними все важные события их жизни. С ребенком будто сливаешься.
Вы работаете с детьми разных возрастов?
— Когда я только пришла, занималась с детьми 4-5 лет. Последние четыре года я веду группу девочек-подростков 13-18 лет. В группе восемь человек. Кстати, в этой группе есть девочка, с которой я работаю с первого дня, как пришла сюда. Это Аня, ей 13 лет.
Я слышала, что дети часто своих воспитателей называют "мамами". Так и есть?
— Нет, детей учат называть воспитателей по имени-отчеству. Раньше в Центр привозили дошкольников из приютов. Им сложно было выговаривать имена и некоторые действительно называли воспитателей "мама". Мы учим детей тому, чтобы ребенок обращался к воспитателям по имени-отчеству, так как дети должны понимать: я не мама, я - воспитатель. Это все-таки разные вещи. Если ребенок будет воспринимать воспитательницу как маму, ему будет тяжелее расставаться с ней. А воспитатель часто уходит домой, а может и уволиться.
Вы уже 9 лет работаете, были моменты, когда хотелось уволиться?
— Бывали. Многие в нашей сфере сталкиваются с эмоциональным выгоранием. Порой кажется, что ты не можешь больше работать. Но это только кажется. Мне в таких случая мне помогали мои девочки. Они будто считывали мое состояние и вели себя так, что я начинала ими гордиться. Однажды подарили свечу, которая стояла на листке, где было написано "Спасибо". Как-то раз они подкараулили меня за дверью, а когда я зашла, хором сказали: "Надежда Викторовна, мы вас любим". Такие моменты тонизируют. Хочется работать дальше.
Кстати, какой у вас график работы?
— Сутки через двое. Смена длится 24 часа, и спать эти сутки нельзя, даже когда у детей отбой. Дети спят – а воспитатель сидит за документацией, разрабатывает план мероприятий. После суток идет два выходных. К такому графику не сразу, но привыкаешь. У меня есть семья, муж, ребенок, и я не представляю, как женщины все успевают, работая ежедневно с 9:00 до 18:00. Мой график мне кажется намного удобнее.
Если у вас такой удобный график и достаточно много времени на отдых, почему же происходит эмоциональное выгорание?
— Дело в том, что ни в выходные, ни в отпуске не получается отключиться от детей. Если ребята к вам привязались, они будут писать "ВКонтакте" в любой день вне зависимости от графика. Девочки могут позвонить в 10 вечера, чтобы чем-то похвастаться или пожаловаться на что-то. Им нельзя сказать "Извини, у меня своя семья". У них сразу возникает вопрос: "А мы тогда для тебя кто? Не семья? Мы ведь тоже семья, просто живем в другом месте". Дети забирают много энергии, поэтому не все могут справиться с такой работой.
А как дети относятся к своим родителям, которые их оставили?
— В нашем Центре никто и никогда плохо не отзывается о мамах или папах детей. Все дети Центра очень хорошо относятся к своим родителям и любят их несмотря ни на что. Мы стараемся объяснить детям, что на произошедшее с ними были свои причины, обстоятельства.
Вы любите девочек со своей группы?
— Сложно сказать. Наверное, это даже больше, чем любовь. В детей ты много вкладываешь – в том числе свои эмоции: нежность, поддержку, иногда агрессию, иногда растерянность. И когда есть отдача, замечаешь, что ребенок становится лучше, чему-то научился – тогда это уже больше, чем любовь.