Топ

С чего начинался челябинский рок-н-ролл: 5 улетных историй. Часть II

С чего начинался челябинский рок-н-ролл: 5 улетных историй. Часть II

История челябинского рок-н-ролла насчитывает без малого полвека. Старая гвардия говорит, что “золотая эпоха” рока в южноуральской столице пришлась на 80-е и 90-е годы. Впрочем, челябинским “гривотрясам” (как называли неформалов “лампасники”) всегда было чем похвастаться. “Хорошие новости” пообщались с корифеями местного рок-движения и подготовили подборку улетных баек. Сегодня мы расскажем пять самых занимательных историй и подарим бонус — перескажем "из уст в уста" еще две истории сверху.

“Ариэль” и первый в России “чёс”

Для начала обозначим терминологию. “Чёс” — это своего рода конвейер концертов, который музыкальные группы устраивают по стране, давая концерты каждый день в разных городах. Однако, мало кто знает, что первый трюк с “чёсом” обкатали на Челябинске. Собственно здесь его и придумали. В 60-х годах Лев Гуров создал в южноуральской столице группу “Ариэль” — тогда еще без Каплуна и Ярушина, зато с Виктором Колесниковым на ударных. Группа была настолько популярна, что собирала аншлаги во всех существующих в Челябинске ДК. Ее хотели видеть на всех корпоративах, юбилеях и свадьбах, и не мудрено, что к определенному моменту наступила патовая ситуация — концерты пересеклись. Одновременно “Ариэлю” предстояло выступать и в ДК “Железнодорожников” и в ДК “ЗСО”. Возник вопрос — каким концертом жертвовать и, посовещавшись, музыканты решили “поделиться”. Так половина коллектива отправилась выступать в ДК “ЖД”, вторая — в ДК “ЗСО”. Позже “Ариэль” проделывали этот трюк еще не раз — это-то и был первый в СССР “чёс”. Годами позже трюк взял на вооружение продюсер группы “Ласковый май” Андрей Разин, правда, он “наштамповал” групп-двойников и отправил их по России. Этой же фишкой не брезговали и группы “Мираж” и “Рондо”. Правда, самыми первыми (и самыми честными) были все же челябинцы — они не отправляли вместо себя дублеров, а делились на “укороченные“ составы сами.

На фото: Лев Гуров

Первые в СССР легальные гастроли

А вы знали, что днем рождения российского шоу-бизнеса принято считать 22 ноября 1987 года? В тот день четверо челябинских смельчаков-авантюристов — учредители кооператива "Творчество" (Василий Смелянский, Анатолий Баданов, Валерий Суслов и Борис Калюжный) — умудрились провести первый в Советском Союзе легальный концерт "Алисы" на базе местного цирка. Дело в том, что в советский Госконцерт внимательно следил за тем, чтобы никто не покушался на его неотъемлемое право организовывать гастроли. Но в тексте документа ничего не говорилось о "творческих встречах". Мало ли что можно обозначить этой пространной формулировкой. Так и порешили — на афишах написали вместо "концерт" — "творческая встреча" и продали 8 000 мест по 8 рублей за билет. Творческая встреча получилась просто грандиозной и в Советском Союзе был создан прецедент, когда частные лица организуют официальный концерты. Правда, за это на "частных лиц" завели уголовное дело, но это уже совсем другая история. 

Грандиозный скандал, связанный с гастролями Scorpions

Известный в неформальной тусовке Челябинска 80-х — 90-х гг лидер группы “Чужие” Мишель Северский запомнился многим еще и как разоблачитель первой грандиозной музыкальной авантюры. В 1995 году (он уже жил в Москве, но был проездом в Челябинске) на улицах города он заметил афиши — “Спешите, в Челябинск приезжает группа Scorpions”. Смекнув, что для Южного Урала такой концерт  “слишком жирно”, тем более, что о приезде Scorpions в Россию ничего не было слышно в принципе, Северский позвонил продюсеру музыкантов в Германию с вопросом на ломанном английском “Правда ли?”. Естественно получил отрицательный ответ, узнав, что Scorpions в Гамбурге записывают новый альбом и приезжать в Россию не собираются. Тогда Северский спросил, мол, скажите, а если бы Scorpions все же приехали к нам, какой у них был бы райдер по перевозке аппаратуры. Оказалось, что нужен лайнер Boeing Jumbo Jet. Северский поблагодарил, попрощался и… позвонил в челябинский аэропорт справиться, позволит ли техническая оснащенность аэропорта принять такой самолет. Получив ответ “нет, не позволит”, Северский окончательно убедился, что нашего брата-челябинца кто-то здорово дурит. Что делать? Мишель решил охватить максимальное количество единомышленников и позвонил на популярное челябинское  радио “Новая волна 2”, представившись обычным радиослушателем, он в прямом эфире сообщил: “Ребята, это афера, не покупайте билеты”, чем и спровоцировал грандиозный скандал.

Оказалось, что такие же афиши висят уже и в соседнем Екатеринбурге, где также ведется активная продажа билетов, а стоят за надувательством какие-то серьезные уральские “братки”. Общие знакомые “братков” и Северского рекомендовали Мишелю срочно уезжать в Москву и не возвращаться пару лет. Он не возвращался более трех, концерт Scorpions, конечно, не состоялся, но и первых собранных с продажи билетов денег обманутым фанатам никто не вернул. По слухам, кстати, авантюристы планировали собрать с двух концертов не менее 1 миллиона долларов.

Одна из первых взяток рок-пластинками

Эту историю со смехом вспоминает "духовный папа" челябинского рока — Юрий Князев, некогда основатель Камерного оркестра "НИЧЕВО!" (1987), создатель творческой мастерской "N" (1994), музыкант и первый челябинский продюсер, у которого получилось записывать южноуральских рокеров на лицензионных пластинках и издавать этот "продукт" промышленным способом, а не делать, как водится, самиздат. Юрий  известен в рок-тусовке как Пупкин Падлюка Подлейший, и это прозвище, к слову, сыграло в рассказанной им истории определяющую роль.

— Мы сотрудничали с Уральским электронным заводом в ЕКБ, пластинки нашим музыкантам изготавливали там, — рассказал "Хорошим новостям" Юрий Князев. — Я тогда работал с проектом "Кара-М-Боль" и "N-Форма-Т" Пигмейского Ударного Проекта. Накануне мне позвонили с завода: "Завтра срочно приезжай, выпустили "пилот", забирай, одобряй, и пустим партию в тираж". Я оперативно нашел водителя, договорились выезжать в шесть утра, чтобы в полдесятого быть в Свердловске, а к обеду — это было принципиально — вернуться в Челябинск. Туда мы гнали на всех парусах, обратно, соответственно, тоже: гашетку водитель давил в пол знатно. Дорога до ЕКБ обошлась без происшествий, а на обратном пути  нас "тормознули". Водитель очень боялся схлопотать серьезный штраф и ничего лучше не придумал, как на вопрос инспектора "что вы так гоните", рассказать "гаишникам", что везет музыканта — челябинского рокера Падлюку и срочный пилотный тираж — две бесценные пластинки "Кара-М-Боля" и "N-Форма-Та". Оказалось, что один из инспекторов — рокер и меня хорошо знает. Я и решил откупиться — говорю, мол, пластинки редкие, таких еще ни у кого нет, давай мы тебе одну подарим, а ты нас отпустишь? Он аж просиял, быстро согласился и уже почти нас отпустил. Но, видимо, потом очухался, смутился немного и говорит "Ребят, мне бы напарнику еще пластинку-то подарить".  На том и порешили — он нас простил, вошел в положение и стал обладателем редчайших пластинок по тем временам. 

На фото: Камерный оркестр "НИЧЕВО". Юрий Князев — слева, весь в "джинсе"

Первая челябинская “толкучка”

Она существовала долго — с 1987 по 1997 год в здании ДК “Монолит”, где ныне расположен ночной клуб Garage. Известна была толкучка под названием клуб филофонистов, и каждый челябинский неформал знал: здесь каждое воскресенье с 11 часов можно найти менял с компакт-дисками, фарцовщиков с косухами, продавцов плакатов, джинс и даже гитар. А неподалеку от “Монолита” — на пересечении улиц Энтузиастов и Сони Кривой — располагалось кафе-”стекляшка”. Туда неформалы шли после толкучки пить водку и заедать ее мороженым. Кафе постоянно меняло хозяев, но не меняло стиля. Очередным хозяевам “стекляшки” в 1996 году надоело, что у них зависают неформалы и отпугивают “нормальных людей” и они пригласили на разборки… очень серьезного авторитета, известного как Али-Баба. Его знали и боялись все. Али-Баба приехал и вызвал на разговор двух самых активных неформалов — Джетро и Ананасова. По словам Гарри, готовились парни к худшему, однако, обошлось без применения силы. По-отечески взглянув на рокеров, Али-Баба сделал им мужское серьезное внушение, мол, пацаны, завязывайте, а? Совсем “пацаны”, конечно, не завязали, но после той разборки, которая моментально обросла слухами и превратилась в устах толпы в какое-то фаталити, рокеры стали реже появляться в “стекляшке”, а годом позже “толкучки” в “Монолите” и вовсе не стало — клуб филофонистов переехал.

На фото: Ананасов и Джетро, 1996 год

ИСТОРИИ БОНУСОМ — хотим поведать вам еще парочку историй, молчать о которых не в силах. 

Единственный зритель, которого “раскачал” Сукачев

1990 год, Челябинск, Дворец спорта “Юность”, фестиваль “Мечел”. 3000 зрителей. Несколько сотен человек охраны. На сцене Гарик Сукачев вот уже полчаса не может раскачать толпу — как ни старается, но южноуральский зритель лишь аплодирует, но с мест не встает и не “колбасится”. В первом ряду сидит Лёня Задов (это неформальский псевдоним известного ныне челябинского ресторатора). Лёня одет в длинный кожаный плащ, он немного навеселе и искренне недоумевает — почему никто не встает с мест. Охрана бдит, Сукачев затягивает “Дай мне руку, мы пойдем с тобой рядом...”. Тут Лёня уже не может сдержать порыв, он протягивает Гарику руки, встает и начинает идти к сцене под недоумевающие взгляды тысяч земляков. Охрана ориентируется быстро — Лёню хватают, скручивают и уводят. Лёня сопротивляется и призывает народ встать с мест, петь и ловить кайф. Следующую ночь Леня — единственный зритель, которого смог раскачать Сукачев — проводит в “обезьяннике” на улице Елькина. 

Первая разбитая “басуха”

Информации о том, что это была самая первая бас-гитара, разбитая челябинским рокером нет. Однако, это точно была самая обсуждаемая история о “подвиге” Саши Шишкина — басиста группы “Австралийцы”. В 1995 году команда дала концерт в клубе ”Сизая черепаха” на ЧМЗ, как водится — в изрядном подпитии. После концерта Саша решил, что концерт прошел плохо, отыграл он отвратительно, и надо бы понести за это ответственность. Так как к этим горестным мыслям Саша пришел выпивая в одиночестве в гримерке, он решил и наказание устроить себе сам: взяв любимую, единственную (и невероятно дорогую по тем временам) бас-гитару, он разбил ее обо все, что попалось под руку. Интерьер гримерки, соответственно, был тоже практически уничтожен. Позже тусовка жюрила Сашу: ну почему же не на сцене под овации разъяренной толпы?! 

Благодарим за подготовку материала Гарри Ананасова, Юрия Князева

Читайте также: 

С чего начинался челябинский рок-н-ролл: 5 улетных историй. Часть I

Топ-7 ночных клубов Челябинска родом прямо из 90-х

Похожие новости:

Читайте также: