“Достоевский в формате комиксов - это неизбежность”: интервью с исследовательницей графического романа Марией Скаф
В Челябинске сегодня, 24 сентября, стартовали мероприятия южноуральской книжной ярмарки и “Рыжего феста”. Кроме возможности найти уникальные книги для жителей и гостей города проходят лекции на самые разные темы. Одна из них - комиксы. “Хорошие новости” поговорили со спикером феста, Марией Скаф. Она - не просто исследователь комиксов, а руководитель этого направления в Школе дизайна ВШЭ. Мария перевела с английского и отредактировала свыше полусотни графических новелл, в том числе «Дневник Анны Франк» и, кажется, собаку съела на этом поприще, которое пока не знакомо широкому кругу взрослых читателей.
Мы встретились Машей Скаф и попросили ее продолжить 11 фраз о комиксах, составленных "Хорошими новостями" на основе стереотипов о жанре.
Благодаря комиксу возможно // все что угодно. Пол Гравит в свое время сказал, что комикс это не младшая сестра литературы, а ее кузина-мутант, которая может все то же, что и литература, и вообще-то немножко больше. Сейчас комикс действительно может все: сложные темы, ужасно смешные, может учить детей астрофизике (и действительно есть научный комикс, который учит детей астрофизике). Комикс может говорить о холокосте, опускать настроение или поднимать его, в общем - все.
Самое главное в комиксах - это // адекватно подобранные инструменты. Когда автор рассказывает историю с помощью тех приемов и выразительных средств, которые лучше всего для этого подходят. Если ты потратил на это время и продумал: “А моя история должна быть в ЧБ или цветной? На формате А3 или помещаться в ладонь? Мне нужно рассказывать ее с огромным количеством кадров на развороте или можно обойтись тремя?”. Если так, то все получилось.
Графический роман и комикс различаются // это одно и тоже. Ничем не различаются. Была эпоха, когда нужно было оправдать в глазах высоколобых исследователей наличие комикса. Тогда был придуман термин “графический роман”, просто чтобы сказать: “Нет, мы не супергероика, мы - серьезные комиксы!”.
Некоторые считают комиксы профанацией графики и литературы. Это не так, потому что // комикс это больше, чем просто графика и литература. Мы работаем одновременно со всем лучшим, что есть в тексте и книжной графике и на их сочетании появляется новая система знаков, новый выразительный язык, возможный только в комиксе.
Я думаю мемы в форме комиксов так популярны и узнаваемы потому что // комикс — очень доступная форма. Со времен лубка человечество прекрасно ладило с визуальной информацией, и комикс использует те же самые приемы. Комикс может не использовать текст, и будет доступен даже тем, кто вообще не умеет читать, может быть доступен жителям любых стран - его можно просто опубликовать в твиттере и тебя поймут. Комикс считывается быстро, в отличие от текста, и может подать очень много информации разом.
Я считаю, что детские сказки в форме комиксов это, на самом деле // классно. Это один из потрясающих способов привлечь внимание ребенка к истории. Ребенка, который растет в супер-насыщенной визуальной среде, для которого визуальная грамотность - это имманентный навык, в отличие от старшего поколения, которому нужно учиться визуальной грамотности. Это отличный способ актуализировать старые сказки средствами нового языка. Прекрасный способ придать этим сказкам новый смысл. При этом визуальный знак - это все еще знак, он провоцирует воображение.
Я уверена, что "Преступление и наказание" Достоевского переложить в формат комиксов это // неизбежно. Комикс умеет работать с классическими текстами. Он может добавить им новое звучание, новые смыслы, новую интонацию. В этом смысле “Преступление и наказание” ничуть не хуже и не лучше, чем “Потерянный рай” Джона Мильтона, а ведь он существует в виде комикса Пабло Ауладеля, и это одна из самых красивых работ, которые я видела в своей жизни. Какая-то часть классической литературы в какой-то момент, наверное, не окажется в комиксе. И возможно в этот момент ей будет грозить опасность остаться забытой.
Комиксы о трагических исторических событиях, например, Гражданской войне, геноциде - это не кощунство // а лучший способ привлечь внимание нового поколения к проблеме. Один из способов сделать эту проблему видимой в буквальном смысле. Потому что ребенок, читая текст, вряд ли может себе представить, что такое косоворотка, что такое портянки. А когда эти портянки нарисованы, сложно не понять. Опять же: если вы хотите, чтобы ваши дети знали о холокосте, говорите с ними на их языке.
Авторы художественной литературы часто говорят, что сейчас издать книгу практически невозможно, на этом фоне комиксы // Книжное поле комиксов только растет. Издательств появляется все больше и больше, русские комиксы наконец-то начинают издаваться за рубежом. Мы передаем права на русские комиксы, такие как “Сурвило” Ольги Лаврентьевой или “Полуночная земля” Юлии Никитиной. Каждый жанр комикса, будь то детский комикс, или независимый авторский комикс, или супергероика, в России начинает заполняться. И дальше будет больше.
Знакомство с комиксами и графическими романами я рекомендую начать с // это очень зависит от возраста. Если речь о дошкольнике или младшем школьнике, то комиксы “Манн, Иванов и Фербер” - это лучший выбор. Серия “Хильдафолк” - это одно из самых добрых произведений, посвященных скандинавской мифологии. Или комикс “Тайна ножа и часов” - прекрасный приключенческий роман в формате комикса. Или даже переложение “Детей капитана Гранта” на комикс. Если ребенок старше, есть трилогия Светланы Шмаковой “Правила выживания в школе”, потрясающий янг-эдалт роман, очень бодрый, честный, искренний, поднимающий проблемы, которые актуальны. “Комикс про Лу” - целых семь книг, изданных в издательстве “Самокат”. В формате комиксов вышла великолепная книжка-секспросвет для подростков “Шторм в сердце. Сердце шторма” и вторая книга про кризис подросткового возраста, когда человек впервые сталкивается с необходимостью самоопределения - книжка “Кто я” той же авторки. В общем, “Манн, Иванов и Фербер”, “Самокат” и “Бум-книга” - это те издательства, с которых имеет смысл начинать знакомство с комиксами.
Если бы у меня была возможность оставить в мире только один комикс, это был бы // конец! Это невозможно! Я верю, что можно выбрать любимую книгу, когда тебе два года: у тебя их всего три, и одна - любимая. Но мне 33, и - все!..
Вы меня об этом не спросили, но я хочу сказать, что // комиксу в России тяжело. Как к новому медиуму к нему относятся с недоверием. Любой новый медиум сталкивается с этим: о боже, что это за птичий язык, здесь ничего не понятно, явно какая-то глупость. Мне кажется важным помнить, что каждый раз, когда в истории человечества мы с чем-то таким сталкивались, то каждый раз оказывалось, что не птичий язык. Просто надо было приложить усилия, дать шанс. Это моя задача и мое большое желание. чтобы комиксу дали этот шанс. Просто посмотрите, какие удивительные, потрясающие и пронзительные вещи он может.