Диалог

Психолог из Челябинска рассказала, как не допустить кризиса в семье

Прослушать статью
Психолог из Челябинска рассказала, как не допустить кризиса в семье

Кризис в семье, вопреки стереотипам, далеко не всегда связан с социальным неблагополучием и зависимостями. Как внешне «благополучной» семье понять, что что-то идет не так? Когда пора бить тревогу, если не складываются отношения с детьми? Тревожные сигналы и способы избежать усугубления ситуации перечислила психолог, замдиректора по методической и опытно-экспериментальной работе Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» Светлана Пакулина.

— Объясните нашим читателям, что такое кризис в семье и как он проявляется.

— В социальной практике существуют вполне конкретные «симптомы» уже разразившегося кризиса. Это антисанитарные условия проживания семьи, неопрятный внешний вид детей и взрослых, низкий уровень дохода, отсутствие медицинского ухода за детьми, часто возникающие конфликты, не посещение ребенком садика или школы. На острый кризис указывают признаки жестокого обращения с ребенком и очевидное пренебрежение его нуждами.

— Вы говорите об уже разразившемся кризисе, а можно ли это предотвратить?

— Важно понимать, что кризис кризису рознь. Есть «нормативные»  — возрастные, кризисы развития взаимоотношений и т.д., — и ненормативные, то есть связанные с непредвиденными или экстремальными ситуациями  — потеря кормильца, смерть или болезнь кого-то в семье, несчастный случай. Еще стоит различать кризис и неблагополучие. Если кризис – это, грубо говоря, ситуация, над которой человек уже утратил контроль, то неблагополучие – переходная фаза, которой еще можно управлять.

— Какие есть «тревожные звоночки»?

— В центре «Семья» мы часто сталкиваемся со скрытым неблагополучием, которое касается отношений между родителями и детьми. Именно нарушение детско-родительской связи зачастую провоцирует развитие кризиса в семье, которая со стороны выглядит вполне благополучно. Это всегда заметно по тому, как общаются члены семьи.

Например, один из первых сигналов — «перекрестное» общение. По сути, это разговор, который не продолжается. Например, ребенок говорит: «у меня болит горло», на что мама отвечает: «опять ты выдумываешь», «хватит сочинять» и еще что-то в этом духе. То есть, номинально диалог есть, но общения – нет, оно мгновенно гасится взрослым. Или два члена семьи разговаривают, а третий вмешивается и «выключает» диалог: «опять вы обсуждаете всякую ерунду», «хватить болтать попусту» и т.д.

Также наличие возможных проблем выдает отсутствие невербального общения. В норме — хотя норма, конечно, понятие относительное, — родитель, даже общаясь с кем-то другим, реагирует на физическое присутствие ребенка. Мама время от времени смотрит на него, кивает, улыбается, подмигивает, словом, поощряет своим вниманием. Если в течение, скажем, 20 минут она этого не делает ни разу – есть повод задуматься.

Для специалистов, выходящих на консультацию и оценку ситуации в семью, показательной является и реакция ребенка на постороннего человека, который пришел в дом. Тревожно, если ребенок уходит в свою комнату и закрывает дверь – это говорит о том, что он отделяет себя от семьи: «пришли к родителям, не ко мне, меня это не касается, мне их дела не интересны».  Равно как и противоположное поведение: нарочитое желание услужить гостю, понравиться и получить его одобрение может говорить о недостаточно крепких и глубоких эмоциональных связях внутри семьи.

— Наверняка родители часто не придают этому значения, списывают все на трудный характер, переходный возраст и так далее. Как не пропустить момент, когда пора бить тревогу?

— На самом деле, перекладывание ответственности на «трудного ребенка» — само по себе симптоматично. Это значит, что родитель не готов принимать ответственность за ситуацию на себя, что тоже может со временем привести к кризису. Тут есть еще одна крайность — нежелание мамы и папы верить в то, что ситуация не шуточная. Я часто слышу фразу «мой ребенок на такое не способен, да он ни за что...». Но не забывайте: ребенок — самостоятельная, отдельная от вас личность! Вы можете только предполагать, что он чувствует или думает, но не знать наверняка. Поэтому я рекомендую придерживаться правила «заметил – задумайся». Как только вас что-то всерьез насторожило в поведении ребенка – не ждите, что само пройдет. Проконсультируйтесь со специалистом. При этом не нужно сразу же вести на прием к психологу самого ребенка, для начала проанализируйте с психологом ситуацию самостоятельно.

— Во что могут вылиться подобные «звоночки», если оставить их без внимания?

— Разумеется, каждая ситуация уникальна, единых сценариев нет. И вовсе не обязательно, что ребенок, хлопнувший дверью сегодня, завтра выйдет из-под контроля. Но при неблагоприятном развитии ситуации родители могут столкнуться с манипуляциями и приспособленческим поведением детей (сокрытие, обман), а также с конфронтацией (бунт, побег из дома, суицидальные мысли и поведение и др.). Поэтому так важно не отгораживаться от происходящего.

— А как быть с тем, что многие «не верят в психологию»?

— Отношения в семье – лишь один из возможных аспектов кризиса. Мы работаем отдельно с родителем, отдельно – с ребенком, «раскручиваем» ситуацию, чтобы выяснить истинные причины происходящего. И если видим, что консультирования недостаточно – подключаем коллег. Сегодня существуют специальные технологии ведения и описания случая, единые формы оценки. Все это нужно, чтобы специалисты, работающие с родителями и детьми (специалисты по социальной работе, психологи, воспитатели, педагоги и т.д.) видели потребности семьи, говорили «на одном языке» и эффективно координировали свою работу. Частично этим методам мы обучились у петербургских коллег из АНО «Партнерство каждому ребенку», которые в рамках межрегионального сотрудничества провели в нашем регионе две образовательные программы и 19 вебинаров по актуальным темам для более чем 30 специалистов социальной сферы. 

Все это я говорю к тому, что в нашем случае психолог – не теоретик. И не «один в поле воин». Мы постоянно стремимся расширять  арсенал инструментов, тесно взаимодействуем с коллегами и принимаем на вооружение опыт других организаций и регионов. Чтобы как можно больше семей никогда не узнали, что такое кризис.

Если вы живете в Челябинской области и вам или вашему ребенку нужна психологическая поддержка:

  • Консультация психолога, юриста и школа приёмного родителя «Росток»: т.: 8 (351) 700-17-71 доб. 211
  • Телефон «Доверие»: 007; 8 (351) 700-17-71 доб. 212
  • Отделение экстренной линии детского телефона доверия: 8 800 2000 122
  • Консультационный пункт оказания бесплатной психологической и юридической помощи: +7 (351) 700-17-71 (доб. 213 ) 
  • Психологическая помощь «Безопасный регион»: 112

Напомним, ранее «Хорошие новости» публиковали интервью с православным психологом, которая рассказала, как распознать абьюзера и «кухонного боксёра»  и стоит ли сохранять с ним брак.

Кстати, у нас есть телеграм-канал Челябинский Ингалятор — подписывайтесь, чтобы читать еще больше хороших новостей

Похожие новости:

Читайте также: