Спецпроект

Спецпроект “Фура с кровью” — как устроен грузовик для доноров?

Спецпроект “Фура с кровью” — как устроен грузовик для доноров?

 'Хорошие новости' рекомендуют посетить этот супергрузовик каждому своему читателю: сдавать кровь — дело почетное, да еще и чай с печеньками подадут. А вот экскурсию по удивительной машине работники  'Службы крови' вам не предложат, но наш корреспондент-таки изучил все закоулки тягача и прицепа. На самом деле штука не только очень дорогая (38 миллионов рублей!), но и занимательная. 

Размер и его значение

Первое же, что бросается в глаза на стоянке фур: эта значительно длиннее, чем ее соседки, которые возят обычные грузы. Длина обычного полуприцепа 13,6 метров, а доноромобиль длиннее на… 4 метра! Если все это хозяйство поставить  'на попа', выйдет выше пятиэтажного дома. И каждый кубический метр пространства прицепа организован предельно разумно и эргономично.

Переливание крови начинается с лесенки. Она ставится и убирается вручную. Сегодня нашим экскурсоводом будет водитель Александр Евграфович Тройнов, он знает о мат.части все… но кровь принимать не уполномочен! Для начала оглядим вверенную Александру технику снаружи.

Iveco — итальянский машиностроительный холдинг, а Stralis — один из самых популярных тягачей компании. У этой версии дизельный двигатель в 470 лошадиных сил и восьмиступенчатая трансмиссия. 

На бортовой компьютер выводится только информация о работе систем самого тягача, а не прицепа. Вообще, водителю знать о положении дел  'за спиной' и не требуется. 

Маленькие радости дальнобойщика: флажки, телевизор с боевиками и талисман-феррари. Рядом с магнитолой тахограф (прибор-регистратор для грузовиков) и рация. 

Маленький  'рулек' нужен, чтобы легче было маневрировать на стоянках — так оно ухватистее, сподручнее, зацепиться за него и быстро вращать баранку. А вообще, этот девайс запрещен к использованию на дорогах.

Топливный бак вмещает 800 литров дизеля.

Лечебное-врачебное

Разумеется, на ходу кровь никто не сдает и не принимает. Тягач привозит прицеп на нужное место, и уже там разворачивается мобильная станция переливания. Одновременно сдать кровь могут пять человек, именно столько здесь кресел и комплектов аппаратуры. 

После регистрации и обязательного чаепития ( 'ну чтобы согреться, кровь разогнать'), донор присаживается и старается не напрягаться. В первый раз получается расслабиться далеко не у всех.

Над каждым донором висит Carescape V100 — так называемый  'монитор пациента'. Он может принимать сигналы с нескольких датчиков: кровяное давление, пульс, температура тела и так далее. 

А это на стене дефибриллятор Zoll. Да-да, тот самый девайс для запуска остановившегося сердца электрическими разрядами.

В хвосте прицепа стоят медицинские холодильники (Александр Евграфович зовет их  'двойняшками'). С прозрачными дверцами —  'плюсовики', а с массивными металлическими дверями — мощнейшие морозильники, поддерживающие температуру до -60°C. 

На очень медленно вращающемся бумажном диске металлическая лапка оставляет след из чернил. Так регистрируется колебание температуры внутри холодильника. А если внутри камеры станет слишком тепло, сработает очень мерзкая звуковая сигнализация, причем динамики ее находятся снаружи прицепа.

Чем живет прицеп

Прицеп полностью автономен, он может работать везде, куда умудрится добраться. Электричество, водопровод, туалет и канализация, места для ночлега персонала — предусмотрено абсолютно все.

Слева: главный пульт управления всеми системами, которые не имеют отношения непосредственно к забору крови. Справа: отдельный циферблат, показывающий количество топлива в баках. Стрелка оживает только если надавить на кнопочку. Почему так — непонятно.

Это органы управления дизель-генераторами, которые перерабатывают топливо в электричество. Генераторов два: основной и резервный. Пока что необходимости запускать дублирующую систему не было, но она периодически проходит проверку.

Верхняя часть фото: в прицепе сосуществуют две электросети: на 220 и на 24 вольта. В основном все медицинское оборудование работает от розетки на 220, но освещение, насосы и т.д. практичнее запитывать от 24 (это стандарт для бортовых сетей тяжелых грузовиков с их мощными стартерами). Нижняя часть фото: отдельные пульты управления отопителем и кондиционером висят тут и там во всех отсеках. Кстати, водитель жалуется: в кабине грузовика кондиционера-то и нет.

Жизнерадостные огоньки светодиодов показывают, насколько заполнены баки с водой и емкости для отходов.

Разумеется, пожарной безопасности уделено должное внимание. Под потолком приклеены автономные датчики дыма с сиреной. Они запитаны отдельными батарейками и потому не зависят от электроснабжения самой машины.

Снаруже по периметру всего трейлера идут откидные люки, за ними прячутся системы жизнеобеспечения. Вверху слева: бак канализации, сюда стекает вода из раковин. Есть еще один такой же бак, он для унитаза. Вверху справа: один из двух электрогенераторов прицепа. Внизу слева: бачок, из которого дизельное топливо поступает в генераторы и печку отопителя. Внизу справа: к синему аппендиксу присоединяется специальный кабель, а второй конец кабеля подключается к городской электросети. Тогда можно и генераторы не запускать.

К стене приклепана табличка с данными производителя прицепа. А сертификат  'надежная репутация' это просто знак качества от одной из организаций, исследующих рынок товаров и услуг.

Шоссе длинною в жизнь

За семь лет машина (всего таких в области, кстати, две) наездила всего 40000 километров, а для магистральных тягачей и миллион километров не проблема, если дороги хорошие. 

У Александра Евграфовича есть напарник, водят они по очереди, согласно штатному расписанию. Шофер признается, что очень уважает грузовик: комфортный, тихий. А вот от соседей по потоку особого уважения ждать не приходится: гигантский транспорт подрезают, хамят всячески, несмотря на такую благородную службу, которую грузовичок несет. Но это ничего, только закаляет дух и заставляет быть осмотрительнее.

За обстоятельный рассказ и возможность познакомиться с 'Мобильной станцией переливания крови' благодарим водителя Александра Тройнова и заместителя главного врача по медицинской части станции переливания крови ФМБА России Даниила Чащухина.

 

Похожие новости:

Читайте также: